В марте 2023 года в Беларуси уже два раза снижались цены на бензин и дизтопливо. Изменение стоимости произошло впервые с июня 2022 года, когда топливо дорожало. По словам экспертов, новые решения могут быть связаны с антиинфляционной кампанией и улучшением состояния белорусской нефтяной промышленности.

Источник — https://ru.freepik.com/

С 14 марта в Беларуси розничные цены на бензин и дизельное топливо снижены на 1 копейку. Литр АИ-92 не может стоить дороже 2,34 рубля, потолок для АИ-95 и дизтоплива – 2,44 рубля. Неделей ранее моторное топливо также подешевело на 1 копейку.

В 2022 году цена на топливо изменялась 18 раз. Начиная с марта ценник на стелах заправок еженедельно увеличивался на 2 копейки за 1 литр. Последний раз – 28 июня. В итоге в 2022 году бензины и дизель подорожали на 36 копеек, или примерно на 18%.

В прошлом году стоимость литра топлива приблизилась к 1 доллару. Ранее такое соотношение называли оптимальным для работы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с минимальной рентабельностью.

В концерне «Белнефтехим» среди ключевых факторов подорожания топлива называли рост цен на нефть, изменение курса белорусского рубля, конъюнктуру рынка нефтепродуктов в соседних странах, а также экономические показатели НПЗ (прибыль, загрузка мощностей, экспорт, долговая нагрузка и так далее).

Официальных комментариев по поводу снижения цен на топливо в текущем году не было. Участники рынка и эксперты перечисляют комплекс факторов.

— В большей степени это связано с антиинфляционной кампанией в Беларуси. Цены на топливо влияют не только на транспортные расходы, но и «сидят» в себестоимости производства многих товаров, продуктов, — сказал ilex один из поставщиков нефтепродуктов. — Была установка – курс доллара растет, цены повышаются, но если курс снижается, цены тоже должны снижаться. На этом фоне стали задавать вопросы, если курс доллара снижался и нефть дешевела, то почему цены на бензин в 2022 году только росли. Другие факторы в расчет не принимались. Но если в прошлом году литр топлива в определенные месяцы стоил доллар, то сегодня это 85 центов. Конечно, не все поддержали снижение цен. Поэтому неудивительно, что если в 2022 году стоимость топлива росла с шагом в 2 копейки, то сейчас снижение – на 1 копейку.

Впрочем, в определенные годы государство поддерживало цены на топливо на внутреннем рынке благодаря хорошим доходам от экспорта нефтепродуктов. С 2021 года официальная статистика в этой отрасли не публикуется, поэтому сложно оперировать цифрами. Но по заявлениям госструктур и бизнеса ситуация с экспортом белорусских нефтепродуктов во второй половине 2022 года стала улучшаться.

Напомним, в апреле 2022 года власти Беларуси сообщали о снижении вдвое загрузки нефтеперерабатывающих заводов в Новополоцке и Мозыре. Из-за санкций закрылись поставки нефтепродуктов через порты стран Балтии и на западный рынок, а из-за военных действий – в Украину. В это время НПЗ фокусировались на белорусский рынок.

Во второй половине 2022 года Беларусь стала наращивать объем переработки нефти и налаживать экспортные поставки нефтепродуктов, о чем косвенно свидетельствовало восстановление промышленного производства Витебской и Гомельской областей.

К концу 2022 года «Нафтан» стал получать прибыль. Мозырский НПЗ прогнозирует по итогам I квартала 2023 году прибыльную работу. За три месяца планируется переработать 2,5 млн тонн нефти, что будет означать выход на досанкционный уровень загрузки мощностей.

Что касается экспорта нефтепродуктов, то в рамках межправительственного соглашения через российские порты в 2022 году отгружено 3,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов.

По данным комитета экономики Витебского облисполкома, в прошлом году товарооборот области с ОАЭ вырос в 97 раз за счет экспорта нефтепродуктов полоцким предприятием и составил 2,4 млрд долларов.

В 2022 году возобновились поставки белорусского топлива в саму Россию.

— Благодаря принятому российской стороной решению о распространении на белорусские нефтепродукты демпфирующего механизма для наших НПЗ открылась возможность поставки нефтепродуктов на российский рынок. Достигнуты предварительные договоренности о ежемесячных поставках на этот рынок до 100 тысяч тонн дизельного топлива и до 50 тысяч тонн бензина с применением этого коэффициента, — говорил в ноябре 2022 года вице-премьер Петр Пархомчик.

В сентябре 2022 года Москва решила помочь Минску с нефтяными субсидиями после гармонизации косвенных налогов (в частности, акцизов на сигареты и алкоголь). По словам Пархомчика, «договоренность с российской стороной о применении формульного ценообразования на нефть позволила приобретать нефть по приемлемой для нас цене».

Многие годы Беларусь закупает российский сорт нефти Urals, стоимость которого была привязана к мировому эталону Brent с небольшим дисконтом. При этом Беларусь еще имела интеграционную скидку, размер которой последнее время постоянно сокращался в рамках налогового маневра в РФ. После введения западных санкций в 2022 году дисконт на российскую нефть значительно вырос.

По мнению аналитиков проекта BEROC, расширение дисконта Urals к Brent привело к возвращению нефтяной ренты Беларуси в расчете на 1 млн тонн сырья в 2022 году к уровням второй половины «нулевых» годов. Таким образом, Беларусь вновь покупала нефть по ценам гораздо ниже мировых, а реализовывала продукты ее переработки в целом примерно по тем же относительным ценам, как и в 2021 году. Эти выгоды, вероятно, позволяют не только компенсировать проседание физических объемов экспорта нефтепродуктов, но и существенной части потерь поставок других санкционных товаров, полагают аналитики.

Договоренности о налоговом маневре в нефтяном секторе, достигнутые с Россией, помогают белорусским переработчикам получать, как и российским НПЗ, обратный акциз по единым правилам. В связи с этим бюджет Беларуси в 2023 году может пополниться дополнительными доходами в размере 1,7 млрд белорусских рублей при стоимости барреля нефти в 80 долларов.

— Это – ощутимая сумма, которая позволит нашим нефтезаводам, вырабатывая нефтепродукты для внутреннего рынка, иметь такие же условия, как в РФ, и экономически чувствовать себя в приемлемых условиях, — считает министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов.