Российские ритейлеры зафиксировали в марте повышенный спрос на белорусскую бытовую технику. Однако эксперты сомневаются, что это долгосрочный тренд, несмотря на приостановку работы некоторыми производителями дальнего зарубежья.

Источник — https://www.freepik.com/

Продажи бытовой техники российских и белорусских брендов выросли в марте на 50-70% в годовом выражении, сообщил РБК со ссылкой на представителя торговой сети «М.Видео-Эльдорадо».  Он рассказал, что продажи брендов из России и Беларуси, а также из Китая и собственных торговых марок ритейлеров выросли больше, чем в среднем по рынку, за счет широкой представленности ассортимента и доступных цен. В компании рассказали, что в России и Беларуси производят технику под брендами «Витязь», «Атлант», Pozis, Flama, «Дарина», Gefest и «Бирюса». Это в основном бытовая техника для дома и кухни — холодильники, морозильные камеры, стиральные машины, плиты, телевизоры и так далее.

Коммерческий директор «Холодильник.ру» Алексей Погудалов рассказал, что с конца февраля по конец марта спрос на всю технику вырос в несколько раз, а лидером продаж стала импортная техника среднего и высокого ценового сегментов. Люди приобретали дорогостоящую технику «на фоне ожидания санкций, опасения резкого обесценивания национальной валюты, а также новостей о задержках в поставках и возможном закрытии границ для транспортных перевозок». Продажи российской и белорусской техники росли быстрее, чем в предыдущие годы, но медленнее, чем техника в целом в первом квартале. Техника брендов «Атлант», Gefest, «Бирюса», «Дарина», «Саратов», Pozis, DeLuxe и т.д. выросла в 2 раза, а по нескольким категориям – в 2,5 раза.

По словам Погудалова, после роста в феврале-марте спрос на технику может упасть и в ближайшие полгода рынок будет серьезно перестраиваться. Спрос на российскую технику будет падать медленнее, потому что внешние факторы меньше сказываются на ее конечной стоимости. Погудалов отметил, что бренды из России и Беларуси не смогут полностью заменить ассортимент, который был на рынке полтора месяца назад, потому что есть категории товаров, которые они не производят — например, встраиваемая техника (индукционные варочные панели, посудомоечные машины).

По словам Антона Гуськова, представителя российской Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК, включает Samsung, LG, Whirlpool, Beko, Pozis и др.), российские и белорусские бренды в основном присутствуют в сегменте товаров для кухни. В этом сегменте на их долю приходилось 4% рынка РФ в денежном выражении в 2021 году, в первую очередь за счет продаж газовых плит. Также российские и белорусские бренды заметны в сегменте телевизоров, где на них приходится около 1–2% рынка. В целом на рынке бытовой техники и электроники доля этих брендов меньше 2%.

Традиционно российские и белорусские бренды бытовой техники представлены в низком ценовом сегменте и нижней части среднего ценового сегмента.

— Это в основном простая в техническом плане техника, поэтому занять люксовый или средний ценовой сегмент у этих брендов не получится, — говорит Гуськов. К тому же у российских и белорусских брендов бытовой техники нет необходимого объема производственных мощностей.

По данным представителя РАТЭК, подавляющее большинство белорусских и российских брендов используют китайские и европейские комплектующие, которые полностью заместить не получится, потому что они не производятся в России. Большинство иностранных компаний, у которых есть производства на территории России (Indesit, LG, Samsung, Beko и др.), продолжают работать и выпускать продукцию, но из-за санкций и нарушения логистических цепочек они также столкнулись с проблемой поставки комплектующих и запчастей.

По данным РАТЭК, доля телевизоров, произведенных в России с разной степенью локализации, на рынке составляет 80%, мониторов — 35%, холодильников — 90%, стиральных машин — 90%.

Вся продукция также поставляется на экспорт, в том числе и в Беларусь.

В марте многие известные бренды заявили о приостановке оперирования на российском рынке. Но эти заявления не у всех производителей зеркально отображались и на Беларусь. Так, например, LG и Samsung продолжали отгружать продукцию в Беларусь со своих заводов в России, говорит руководитель онлайн-гипермаркета 21vek.by Сергей Вайнилович. Другое дело, что ассортимент за месяц сократился на 15-20%.

Производитель бытовой техники Gefest — ОАО «Брестгазоаппарат», где 51% акций принадлежит российскому «Газпрому», 31% — белорусскому государству, 18% — физическим лицам, в апреле перешел на четырехдневку, сообщил акционер предприятия Дмитрий Наривончик в своем телеграм-канале «Нетрудовые доходы».

Потеря украинского рынка (доля — 5%) не сильно сказалась на продажах брестского завода, гораздо сильнее повлияло замедление потребительской активности в России, куда продается 75% производимых плит. Менеджмент «Брестгазоаппарата» ожидает, что продажи поддержит уход с РФ рынка западных брендов. Вайнилович считает, что в среднесрочной перспективе зарубежные компании, у которых есть градообразующие заводы в России, продолжат свою деятельность.

Проблемы с нехваткой комплектующих и замедление темпов продаж привели к переводу предприятия на четырехдневную рабочую неделю, что является разумным шагом с точки зрения более оптимального использования производственных мощностей предприятия, считает Наривончик. В целом нехватку компонентов руководство завода не считает критичным – группа Gefest своими силами производит 70% комплектующих, а остальные позиции может заместить. Уже в мае «Брестгазоаппарат» надеется выйти на прежнюю мощность. Пока же такой инвестпроект, как производство посудомоечных машин, поставлен на паузу.