Реорганизация (в любой форме) — достаточно сложный и длительный процесс. Учитывая это, до принятия окончательного решения о ее проведении целесообразно провести ряд подготовительных действий. Это позволит оптимизировать процедуру реорганизации, сократить временные затраты и минимизировать возможные риски.

1. Определиться с формой реорганизации юрлица

Реорганизация может осуществляться пятью способами: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование <*>.

Представляется, что при выборе подходящей формы необходимо, прежде всего, учитывать следующее:

а) цели реорганизации, преследуемые юрлицом. Среди них можно выделить наиболее распространенные:

— расширение бизнеса, освоение новых рынков и увеличение прибыли;

— перераспределение активов и рисков. Например, через разделение бизнеса;

— формирование более четкой корпоративной структуры юрлица для повышения эффективности достижения его управленческих целей, сокращения управленческих расходов;

— разрешение конфликтной ситуации, возникшей между учредителями (участниками) юрлица. Выходом в таком случае, к примеру, может послужить разделение бизнеса;

— привлечение инвестиций. Это связано с тем, что при получении денежных средств иностранных инвесторов (финансовых институтов, банков) одним из их требований зачастую является корпоративная реструктуризация;

б) юридические аспекты. Необходимо помнить, что относительно реорганизации законодательством предусмотрены некоторые ограничения. Так, в частности:

— ООО вправе преобразоваться только в ОДО, АО, УП, хозтоварищество или производственный кооператив <*>;

— ОДО — только в ООО, АО, УП, хозтоварищество или производственный кооператив <*>;

— АО — только в ООО, ОДО, УП, хозтоварищество или производственный кооператив <*>;

— производственный кооператив — только в ООО, ОДО, АО, хозтоварищество (если в его составе осталось менее трех членов) или УП (если в составе кооператива остался один член) <*>.

Польза: объективный и взвешенный выбор формы реорганизации во многом предопределяет как сам процесс ее проведения, так и достижение (или недостижение) юрлицом поставленных целей.

2. Выявить наличие (отсутствие) обстоятельств, препятствующих проведению реорганизации

Такие обстоятельства условно можно разделить:

а) на предусмотренные законодательством. В частности, это относится к ситуациям, когда юрлица, участвующие в реорганизации, включены в план выборочных проверок. Такие юрлица должны подтвердить, что проверка проведена и завершена. Сделать это необходимо на этапе государственной регистрации (далее — госрегистрация) <*>:

— нового юрлица, образованного в ходе реорганизации;

— изменений в устав при реорганизации в форме выделения, преобразования;

— изменений в устав при присоединении к юрлицу иного лица, включенного в план выборочных проверок.

Соответственно при таких обстоятельствах реорганизация фактически не может быть завершена до окончания проведения плановой проверки;

б) иные. К ним, полагаем, можно отнести:

— положения устава. Нельзя исключать возможность того, что в уставе юрлица могут быть закреплены положения, ограничивающие проведение реорганизации. К примеру, при определенных обстоятельствах или в некоторых формах;

— положения иных документов (договоров, соглашений) юрлица. Так, например, кредитные соглашения между юрлицом и банком могут предусматривать получение согласия последнего на проведение реорганизации юрлица;

— отношения учредителей (участников) юрлица. Наличие затяжного конфликта между ними может негативно сказаться как на принятии решения о реорганизации, так и на самом процессе ее проведения.

Польза: своевременное выявление обстоятельств, препятствующих проведению реорганизации, поможет либо устранить их, либо найти альтернативные варианты достижения целей юрлица помимо проведения реорганизации.

3. Определить, нужно ли получать согласие антимонопольного органа на реорганизацию

Данное согласие должно быть получено (если это требуется) до непосредственного проведения реорганизации юрлица. Случаи и условия, когда это необходимо, установлены законодательством <*>.

В частности, озаботиться получением рассматриваемого согласия следует юрлицам, планирующим реорганизацию в форме слияния или присоединения, при наличии хотя бы одного из следующих условий <*>:

— балансовая стоимость активов одного из реорганизуемых юрлиц превышает 100 тысяч БВ (по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о получении согласия на реорганизацию);

— выручка одного из реорганизуемых юрлиц от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 200 тысяч БВ;

— одно из реорганизуемых юрлиц включено в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.

При этом следует учитывать, что согласие антимонопольного органа действительно только в течение одного года со дня его получения <*>.

Польза: своевременное получение согласия антимонопольного органа снизит риски привлечения реорганизуемого юрлица к ответственности за несоблюдение антимонопольного законодательства <*>.

4. Составить предварительный передаточный акт (разделительный баланс)

Передаточный акт (разделительный баланс) можно назвать одним из ключевых документов реорганизации юрлица. Какой именно документ необходимо подготовить, зависит от формы реорганизации. Так, при разделении, выделении — это разделительный баланс, при слиянии, присоединении, преобразовании — передаточный акт <*>.

Передаточный акт (разделительный баланс) должен включать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юрлица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами <*>. Права и обязанности, передаваемые в порядке правопреемства, важно прописывать детально. В противном случае подтвердить их переход к создаваемым в ходе реорганизации юрлицам может оказаться затруднительным.

Польза: составление предварительного передаточного акта (разделительного баланса) позволит избежать ошибок при составлении окончательного акта (баланса), а также оценить возможные риски: не повлечет ли реорганизация банкротство, существенное ухудшение коэффициентов ликвидности, уменьшение размера чистых активов юрлиц, участвующих в ней, и др.

5. Разработать примерный план проведения реорганизации

Конкретный перечень мероприятий, проводимых в рамках реорганизации, будет зависеть от организационно-правовой формы реорганизуемого юрлица и выбранной формы реорганизации.

Такие мероприятия (работы, действия) можно условно разделить на следующие блоки:

1) подготовка проектов необходимых документов. К примеру, решений, протоколов общих собраний участников, приказов о проведении реорганизации или присоединении, уставов (изменений и (или) дополнений в уставы), уведомлений контрагентов, работников, государственных органов, инвентаризационных описей и актов, передаточных актов (разделительных балансов) и др.;

2) проведение необходимых мероприятий:

— в процессе реорганизации. К ним можно отнести: принятие решений о реорганизации, проведение общих собраний участников, получение согласий на реорганизацию (при необходимости), уведомление контрагентов, работников, государственных органов, проведение инвентаризации активов и обязательств, согласование наименования, образование органов, госрегистрацию нового юрлица или изменений в устав реорганизуемого и др.;

— по итогам реорганизации. Это мероприятия, связанные, в частности:

а) с организацией деятельности нового юрлица, созданного в процессе реорганизации: изготовление печати (при желании), открытие текущего (расчетного) банковского счета, оформление трудовых отношений с работниками, организация ведения бухгалтерского учета, получение лицензий (при необходимости) и др.;

б) деятельностью реорганизованного юрлица: перезаключение договоров с контрагентами или внесение в них изменений (дополнений), получение новых лицензий или внесение изменений (дополнений) в уже полученные лицензии <*>, переоформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости <*>, перерегистрация сделок по внешнеторговым договорам <*> и др.

В рассматриваемом плане целесообразно также указывать лиц, ответственных за выполнение того или иного мероприятия, и временные рамки.

Польза: подготовка плана проведения реорганизации даст возможность упорядочить и грамотно спланировать весь ход реорганизации, объективно оценить временные затраты, определить и назначить ответственных лиц, получить четкое представление о последствиях реорганизации, выявить проблемные вопросы и своевременно принять меры по их разрешению.

6. Провести предварительную оценку расходов, которые повлечет проведение реорганизации

Затраты на реорганизацию конкретного юрлица будут зависеть от формы реорганизации, а также особенностей ведения им деятельности. К расходам, которые повлечет реорганизация, помимо прочего, относят затраты:

— на госрегистрацию внесения изменений (дополнений) в устав реорганизованного юрлица или создания нового юрлица;

— переоформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости;

— получение новых лицензий, внесение изменений в уже полученные лицензии, а также иные правоустанавливающие документы;

— выплаты работникам, отказавшимся продолжать трудовые отношения с реорганизуемым юрлицом (выходное пособие, денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск, иные выплаты);

— переоформление (открытие нового) текущего (расчетного) банковского счета;

— привлечение сторонних специалистов (организаций). К примеру, для получения консультаций, подготовки проектов документов и т.п.

Польза: составление предварительной сметы расходов на реорганизацию поможет избежать ситуации, когда отсутствие необходимых денежных средств негативным образом скажется на ходе проведения реорганизации.