Ольга Васильевна Сбитнева,
заместитель начальника отдела надзора за соблюдением
законодательства о труде Минского областного управления
Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Вопрос: Для выполнения служебного задания наниматель планирует направить своего работника из г. Минска (место постоянной работы) в населенный пункт в Минском районе. Работа направляемого работника не имеет подвижного (разъездного) характера.

1. Признается ли такая поездка служебной командировкой? Какую ответственность понесет наниматель, если не оформит такую поездку в качестве командировки и не возместит работнику командировочные расходы?

2. Может ли наниматель разработать локальный нормативный правовой акт, например приказ или распоряжение, на основании которого в зависимости от дальности расстояния и времени нахождения работника в пути будет решаться вопрос о том, является ли однодневная поездка служебной командировкой?

Ответ: 1. Да, такая поездка является служебной командировкой. Ответственность за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16 — 9.18, ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, предусмотрена ч. 4 ст. 9.19 КоАП, согласно которой данные нарушения влекут наложение штрафа на уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от двух до двадцати базовых величин.

Служебная командировка — это поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность (административно-территориальную единицу) для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы <*>.

Местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) согласно ч. 1 п. 1 ст. 15 НК признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено ст. 15 НК.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона об административно-территориальном устройстве административно-территориальная единица — часть территории Республики Беларусь (область, район, сельсовет, город, поселок городского типа), в границах которой в порядке, установленном законодательством, создаются и действуют местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган. Для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование и границы, а для области, района, сельсовета — также административный центр. Населенный пункт — компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы <*>. К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты <*>.

Таким образом, другая местность — это любая территория, расположенная за пределами данного населенного пункта по существующему административно-территориальному делению.

В связи с изложенным поездка, указанная в вопросе, будет являться служебной командировкой.

При этом в случае, если направление работника в служебную командировку не оформлено и командировочные расходы работнику не возмещены, уполномоченное должностное лицо нанимателя может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин <*>.

2. Законодательно нанимателю не предоставлено право локальным нормативным правовым актом определять, является ли такая поездка служебной командировкой в зависимости от дальности расстояния и времени нахождения работника в пути.

Обязанность нанимателя оформлять направление работника в служебную командировку распорядительным документом (приказом, распоряжением) отражена в ч. 1 ст. 93 ТК и ч. 1 п. 2 Инструкции о возмещении расходов при служебных командировках.

Распорядительный документ нанимателя является основанием для выдачи аванса и возмещения предусмотренных законодательством расходов работнику, направленному в служебную командировку. Необходимость выдачи работникам командировочного удостоверения по форме согласно приложению 1 к Инструкции о возмещении расходов при служебных командировках определяется нанимателем, если иное не установлено законодательными актами <*>.

Частью 2 ст. 93 ТК также установлено, что необходимость выдачи командировочного удостоверения определяется нанимателем, если иное не установлено законодательными актами.

На работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки <*>.

Компенсации, полагающиеся работнику при направлении в служебную командировку, а также по возвращении из нее, предусмотрены ст. 95 ТК и п. 4 Инструкции о возмещении расходов при служебных командировках.

Для служебной командировки характерно следующее:

— осуществление работником поездки в другую местность;

— выполнение служебного задания нанимателя вне места постоянной работы работника;

— оформление такой поездки распорядительным документом (приказом, распоряжением) нанимателя на каждую поездку;

— длительность пребывания в служебной командировке определяется в распорядительном документе нанимателя;

— наниматель обязан выдать работнику аванс на командировочные расходы до ее начала;

— по возвращении из указанной поездки работник оформляет и передает нанимателю авансовый отчет, наниматель в свою очередь обязан компенсировать командировочные расходы.

Из изложенного следует, что направление работника на определенный срок для выполнения служебного задания в другую местность (административно-территориальную единицу) будет являться служебной командировкой.