Вопрос: Работник организации отправлен в командировку на служебном легковом автомобиле. За день транспортным средством пройдено расстояние по г. Минску, областному городу, нескольким мелким населенным пунктам, загородным дорогам. Нужно ли при расчете нормируемых затрат использовать разные нормы, в том числе посредством применения поправочных коэффициентов, а в документе по учету работы автомобиля (путевом листе) отражать все отрезки пройденного пути отдельно? В аккредитованные испытательные лаборатории организация за разработкой норм не обращалась.

Ответ: Для расчета нормируемого расхода топлива могут использоваться как разные нормы расхода топлива для указанных отрезков пути, так и одинаковые. Это зависит от того, что установил руководитель. Необходимость детализации сведений о пройденном автомобилем расстоянии зависит от потребностей организации.

Обоснование: Нормы расхода топлива для механического транспортного средства устанавливает руководитель организации. Он делает это самостоятельно либо путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию. Указанные нормы применяются в том числе для целей определения нормируемых затрат при налогообложении прибыли <*>.

Каким образом следует определить нормы расхода топлива, устанавливаемые руководителем самостоятельно, не определено. Организация решает данный вопрос самостоятельно. Например, она может:

— установить одинаковую норму расхода топлива для поездок в пределах населенных пунктов вне зависимости от их численности и для поездок по загородным дорогам;

— установить различные нормы для вышеуказанных ситуаций в абсолютных величинах;

— установить базовую норму расхода топлива и корректирующие коэффициенты, применяемые при эксплуатации автомобиля в различных условиях. В том числе возможно установить использование повышений/понижений в порядке, который определен Инструкцией N 141.

Напомним, что Инструкцией N 141 предусмотрены следующие предельные размеры повышений нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения:

— от 100 до 300 тысяч человек — не более 5%;

— от 300 тысяч до 1 миллиона человек — не более 10%;

— от 1 до 3 миллионов человек — не более 15% <*>.

Кроме того, предусмотрено понижение нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта. Максимальный размер понижения — 15%. Конкретный размер повышений и понижений в соответствии с установленным данной инструкцией порядком определяет руководитель <*>.

Для эксплуатации автомобилей в иных населенных пунктах (например, с численностью населения 50 тысяч человек) корректировки нормы расхода топлива не предусмотрено.

Отметим, что применение Инструкции N 141 не является обязанностью организации.

Автомобильные перевозки в настоящее время выполняются без оформления путевых листов <*>. В то же время для обоснованного списания топлива организации нужен документ, где фиксируется работа автомобиля. Порядок его заполнения организация определяет самостоятельно. Необходимость детализации сведений о пройденном автомобилем расстоянии зависит от потребностей организации. В частности, от установленных руководителем норм расхода топлива, применяемым при расчете учитываемых при налогообложении затрат. К примеру, организация применяет разные нормы расхода топлива при эксплуатации автомобиля в г. Минске и г. Бресте (в том числе посредством применения разных значений корректирующих коэффициентов). При поездке из одного города в другой ей потребуются сведения о пробеге автомобиля в каждом из этих городов. Если норма расхода топлива для указанных городов одинакова, для целей нормирования его расхода сведения о пройденном автомобилем пути в каждом их городов не нужны. Достаточно общей цифры. Необходимость детализации оставшегося отрезка пути зависит от того, применяется ли при этом одна и та же норма расхода топлива или нет.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex