Определяя существо реализации товаров белорусских производителей за рубежом, необходимо рассмотреть субъекты товаропроводящей сети по праву Беларуси.

Среди указанных субъектов белорусское право выделяет и отраслевого субъекта товаропроводящей сети.

Под отраслевым субъектом товаропроводящей сети понимается: иностранное юрлицо, учредителями (участниками) которого являются госорганизация, подчиненная Правительству Республики Беларуси, и (или) созданное (учрежденное) ею юрлицо Республики Беларусь, а также их обособленные подразделения, осуществляющие за рубежом реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров белорусских производителей, подчиненных (входящих в состав) такой организации. В случае если учредителями (участниками) субъекта товаропроводящей сети за рубежом наряду с госорганизацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, и (или) созданным (учрежденным) ею юрлицом Республики Беларусь являются белорусский производитель, подчиненный (входящий в состав) такой организации, и (или) его агент, данный субъект относится к отраслевому субъекту товаропроводящей сети (абз. 7 п. 2 Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом).

Исходя из приведенного законодательного подхода видно, что отраслевой субъект товаропроводящей сети характеризуется на основе следующих обстоятельств:

1. Отраслевой субъект товаропроводящей сети, как и собственный субъект товаропроводящей сети, — это иностранные юрлица.

2. Учредителем (участником) отраслевого субъекта товаропроводящей сети должны быть:

а) организация, подчиненная Правительству Беларуси. Речь идет, как правило, о государственных объединениях (часто именуемых «концерны»), которые созданы по отраслевому типу и включают как государственные юрлица, так и юрлица с пакетом акций, принадлежащих Республике Беларусь, и юрлица без участия государства и даже ИП, и (или)

б) юрлицо, подъюрисдикционное праву Беларуси, которое создано организацией, указанной в подп. а) (чаще всего это государственное унитарное предприятие, созданное с целью сбыта продукции участников соответствующего государственного объединения («концерна»)).

3. Наряду с учредителями (участниками) отраслевого субъекта товаропроводящей сети, указанными в п. 2 настоящей статьи, национальный белорусский законодатель предусматривает возможность выступить в качестве учредителя (участника) отраслевого субъекта товаропроводящей сети также и:

а) белорусскому производителю, входящему в состав организации, указанной в п. 2 настоящей статьи (или подчиненному такой организации);

б) агенту белорусского производителя, входящего в состав организации, указанной в п. 2 настоящей статьи (или подчиненного такой организации).

4. В связи с указанным в п. 3 настоящей статьи и исходя из того, что мы отмечали в отношении собственного субъекта товаропроводящей сети, констатируем, что учредителями (участниками) отраслевого субъекта товаропроводящей сети может выступать не один белорусский производитель, входящий в состав организации, указанной в п. 2 настоящей статьи (или подчиненный такой организации), а два и более белорусских производителя, но при условии, если они входят в состав (подчинены) именно одной организации, указанной в п. 2 настоящей статьи.

То же относится и к агентам белорусских производителей. Иными словами, речь может идти об учреждении (участии) отраслевого субъекта товаропроводящей сети двумя и более агентами белорусских производителей, т.е. об агентах не одного, а двух и более белорусских производителей, но при условии, если эти два и более белорусских производителя входят в состав одной организации, указанной в п. 2 настоящей статьи.

5. Таким образом, для обеспечения «отраслевой направленности» отраслевого субъекта товаропроводящей сети необходимо, чтобы его учредители (участники) «с белорусской стороны» в обязательном порядке относились к «одной отрасли экономики». Это обеспечивается вхождением в состав (подчинением) одной организации, указанной в п. 2 настоящей статьи.

6. При этом нельзя не отметить, что отраслевой субъект товаропроводящей сети «не может быть создан в рамках отрасли национальной белорусской экономики», «во главе которой» находится министерство или государственный комитет. Последнее объясняется тем, что ни министерство, ни государственный комитет в праве Беларуси не определяются как «государственная организация, подчиненная Правительству Беларуси».

По мнению авторов, если исходить из существа отношений, это «не совсем корректно», т.к. госорганизации, подчиненные министерству или государственному комитету, также могли бы иметь «единый отраслевой субъект товаропроводящей сети», например, не через его учреждение в иностранном государстве министерством или государственным комитетом Республики Беларусь, а через его учреждение (участие в нем) республиканского унитарного предприятия, учрежденного министерством или государственным комитетом Республики Беларусь.

То же относится и к невозможности создания отраслевого субъекта товаропроводящей сети государственными объяснениями, чье имущество находится не в республиканской, а в коммунальной собственности (хотя, возможно, исходя из реалий экономики отраслевые субъекты товаропроводящей сети, которые «недопустимы» в силу норм постановления Совмина N 183, и не нужны белорусской экономике, т.к. республиканские унитарные предприятия и учреждения, подчиненные министерствам и государственным комитетам Республики Беларусь, «решают вопросы экспорта своей продукции» и без отраслевых субъектов товаропроводящей сети).

Имея, например, возможность создания собственных субъектов товаропроводящей сети, то же относится и к коммунальным унитарным предприятиям и учреждениям как входящим в состав государственных объединений, чье имущество находится в собственности соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь, так и не входящим в состав такого объединения.

7. И, наконец, применительно к существу отраслевого субъекта товаропроводящей сети нельзя не подчеркнуть, что и применительно к данному субъекту (аналогично как в отношении собственного субъекта товаропроводящей сети) белорусский законодатель предусматривает, что в качестве такового выступает и:

а) обособленное структурное подразделение организации, подчиненной Правительству Беларуси;

б) обособленное структурное подразделение юрлица, подъюрисдикционного праву Беларуси, которое создано организацией, указанной в подп. а).

8. Отраслевой субъект товаропроводящей сети (аналогично как и собственный субъект товаропроводящей сети) осуществляет за рубежом:

а) реализацию товаров белорусских производителей; при этом указанные товары должны производиться именно теми белорусскими производителями, которые входят в состав (подчинены) организации, указанной в п. 2 настоящей статьи;

б) реализацию и сервисное обслуживание указанных товаров.

9. Отраслевой субъект товаропроводящей сети (аналогично как и собственный субъект товаропроводящей сети) осуществляет свою деятельность по реализации или реализации и сервисному обслуживанию товаров на основе договора о сотрудничестве с белорусским производителем или его агентом.

И, наконец, и в отношении отраслевого субъекта товаропроводящей сети (аналогично как и собственного субъекта товаропроводящей сети) необходимо отметить, что в силу Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом при выборе организационно-правовой формы отраслевого субъекта товаропроводящей сети, определении размера доли участия в уставном капитале и иных условий, определяющих порядок его деятельности, белорусская организация должна обеспечивать возможность участия в его управлении и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью этого субъекта с учетом законодательства государства регистрации, а также исключать возможность принятия его органами управления решений, противоречащих интересам белорусской организации (п. 3).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex