Яхнович Олег Игоревич,
специалист в области таможенного дела

В настоящее время свободные экономические зоны (далее — СЭЗ) являются важным экономическим инструментом любого государства. Их функционирование позволяет социально-экономической сфере такой страны полноценно развиваться за счет создания специальных условий для субъектов хозяйствования в инвестиционных и предпринимательских сферах.

Под СЭЗ понимается часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Соответственно специальный правовой режим СЭЗ представляет собой совокупность правовых норм, предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности (ст. 1 Закона N 213-З).

СЭЗ создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании СЭЗ (ст. 3 Закона N 213-З). При этом они могут быть двух типов (ст. 4 Закона N 213-З):

— функциональные — определяются целями создания СЭЗ и характером планируемой в ней деятельности;

— комплексные — для реализации целей и осуществления деятельности, свойственных различным функциональным типам СЭЗ.

Справочно
На данный момент все шесть существующих СЭЗ в Республике Беларусь («Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск», «Могилев») являются комплексными.

Основными субъектами соответствующих зон выступают:

— администрация СЭЗ — орган управления СЭЗ, создаваемый в порядке и форме, предусмотренных Законом N 213-З (абз. 5 ст. 1 Закона N 213-З);

— участники, т.е. резиденты таких СЭЗ — юрлицо или ИП Республики Беларусь, зарегистрированные администрацией СЭЗ в качестве резидента СЭЗ в порядке, установленном законодательством о СЭЗ (абз. 3 ст. 1 Закона N 213-З).

В СЭЗ не допускается деятельность, запрещенная на территории Республики Беларусь законодательными актами, а также деятельность, запрещенная на территории свободных (специальных, особых) экономических зон государств — членов ЕАЭС в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. В частности, резидентам в пределах СЭЗ запрещена следующая деятельность (ст. 5 Закона N 213-З):

— производство, хранение, реализация, ремонт оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов к оружию, взрывных устройств, а также производство, хранение, реализация взрывчатых веществ;

— производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов;

— оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;

— посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих ядовитые вещества;

— производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;

— производство табачных изделий;

— изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

— лотерейная деятельность;

— подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;

— лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;

— лечение животных с особо опасными заболеваниями;

— деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за границей.

СЭЗ создается по решению Президента. При этом правом инициативы ее создания обладают Совмин, а также соответствующий областной (Минский городской) исполком (ч. 1, 2 ст. 11 Закона N 213-З).

В случае принятия такого решения в соответствии с Указом Президента о создании СЭЗ и Законом N 213-З Совмин определяет границы СЭЗ, утверждает ее программу развития, положение о СЭЗ, принимает решение о создании администрации СЭЗ и утверждает ее устав. При этом Минэкономики в 30-дневный срок со дня создания СЭЗ информирует об этом уполномоченный орган ЕАЭС (ч. 6, 7 ст. 11 Закона N 213-З).

В частности, Указом N 93 созданы СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон» на срок по 31.12.2049. В данном нормативном акте установлено, что соответствующие зоны являются комплексными зонами. Финансирование их развития, в том числе производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, включая содержание администраций таких СЭЗ и другие предусмотренные законодательством расходы для обеспечения функционирования данных зон, осуществляется за счет средств республиканского бюджета и фондов развития СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон», иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

В свою очередь, основные положения по формированию бюджетов СЭЗ «Минск» и «Гомель-Ратон» утверждены приказом Минфина N 89.

Финансирование создания и развития СЭЗ, в том числе производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, обслуживания имущества, находящегося в республиканской собственности и переданного в оперативное управление администрации СЭЗ, иных расходов, связанных с функционированием СЭЗ, включая содержание ее администрации, осуществляется из республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 18 Закона N 213-З).

Для финансирования инфраструктуры СЭЗ, рекламной, издательской деятельности, материального стимулирования работников администрации СЭЗ и других целей формируется фонд развития СЭЗ (ч. 2 ст. 18 Закона N 213-З).

Распоряжение средствами фонда развития СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, которая для рационального использования поступающих средств создает совет фонда (ч. 3 ст. 18 Закона N 213-З).

На сегодняшний день уставы администраций всех СЭЗ в Республике Беларусь утверждены постановлением Совмина N 891. В рамках данных уставов, в частности, закрепляются положения относительно наименований, мест нахождения СЭЗ, их целей и предметов деятельности, органов управления, имуществ, прекращения деятельности.

К слову, администрация СЭЗ является республиканским юрлицом, которое создается Совмином в форме учреждения (ч. 1 ст. 15 Закона N 213-З). Ее возглавляет глава администрации СЭЗ, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Совмином по представлению соответствующего областного (Минского городского) исполкома. Полномочия главы администрации СЭЗ определяются Законом N 213-З, уставом администрации СЭЗ и иным законодательством (ч. 4 ст. 15 Закона N 213-З). Перечень основных компетенций администраций СЭЗ приведен в ст. 16 Закона N 213-З.

Кроме этого, в целях обеспечения гармоничного сочетания республиканских и местных интересов, интересов резидентов СЭЗ и иных организаций и ИП Совмином может создаваться наблюдательный совет СЭЗ, куда входят главы администраций СЭЗ, представители Совмина, соответствующих областных (Минского городского) исполкомов, а также резидентов СЭЗ, иных организаций и ИП (ст. 17 Закона N 213-З).

Границы СЭЗ Республики Беларусь установлены постановлением Совмина N 222.

Изменение границ СЭЗ производится по решению Совмина. При этом правом внесения такой инициативы обладают соответствующий областной (Минский городской) исполком, а также администрация СЭЗ (ч. 1, 2 ст. 12 Закона N 213-З).

Положения о СЭЗ Республики Беларусь утверждены постановлением Совмина N 657. В рамках данных положений закреплены, в частности, задачи соответствующих СЭЗ, а также вопросы регистрации резидентов в рамках таких зон.

Регистрация в качестве резидента СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ в установленном законодательством порядке (ч. 1 ст. 19 Закона N 213-З).

За регистрацию в качестве резидента СЭЗ взимается госпошлина в соответствии с законодательными актами (в силу п. 54 приложения 22 к НК размер ставки госпошлины за регистрацию в качестве резидента СЭЗ равен 50 БВ). В целом особенности налогообложения в СЭЗ установлены в гл. 41 НК.

При этом в качестве резидента СЭЗ вправе регистрироваться только юрлица Республики Беларусь или ИП Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ (ч. 3 ст. 19 Закона N 213-З).

Собственно регистрация юрлица или ИП в качестве резидента СЭЗ осуществляется путем внесения сведений о нем в реестр резидентов СЭЗ в день заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ на срок действия такого договора. В течение трех рабочих дней со дня регистрации администрация СЭЗ выдает свидетельство о регистрации юрлица или ИП в качестве резидента СЭЗ (форма такого свидетельства утверждена постановлением N 657) (ч. 4 ст. 19 Закона N 213-З).

Подобного рода правовая регламентация существует для каждой функционирующей в настоящее время СЭЗ.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex