Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, периодичность их проведения, перечень инвентаризируемых объектов при проведении каждой из них и т.д.) закрепляется в учетной политике организации (абз. 6 п. 4 ст. 9, ст. 13 Закона о бухгалтерском учете и отчетности).

Основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя.

Приказом определяются (п. 12 — 14 Инструкции по инвентаризации):

— причина инвентаризации;

— сроки начала и окончания инвентаризации;

— место проведения инвентаризации;

— объекты инвентаризации;

— создание и состав инвентаризационной комиссии (в крупных организациях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии);

— срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию.

Инвентаризационной комиссией определяются фактическое наличие, а также состояние и оценка активов и обязательств, проверяемых согласно приказу. Полученные сведения вносятся в инвентаризационные описи, акты инвентаризации, перечисленные в табл. 1, иные отраслевые формы, утвержденные соответствующими органами государственного управления, а также формы, которые организации в случае недостатка содержащейся в утвержденных формах информации разработали самостоятельно и утвердили в соответствии с законодательством (далее — описи (акты)) (п. 23 Инструкции по инвентаризации).

Для оформления инвентаризации не принадлежащих организации активов, которые числятся за балансом (арендованных, принятых на ответственное хранение, полученных во временное пользование активов и др.) (п. 24, ч. 2 п. 37 Инструкции по инвентаризации), составляются отдельные описи.

Описи (акты) заполняются не менее чем в двух экземплярах с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток, исправления ошибок (описок), оговариваются и заверяются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами (ч. 1 п. 23, ч. 1 п. 27, п. 28 Инструкции по инвентаризации).

Таблица 1

Объект инвентаризации Установленные формы документов для оформления проведения инвентаризации Форма
Основные средства Инвентаризационная опись ОС форма 1-инв
Основные средства, находящиеся на ответственном хранении, в аренде Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение форма 10-инв
Нематериальные активы Инвентаризационная опись НМА форма 2-инв
Незавершенное капитальное строительство Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства форма 3-инв
Результаты незавершенных работ НИОКР Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР форма 4-инв
Незаконченные ремонты зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов Акт инвентаризации незаконченных ремонтов форма 7-инв
Оборотные активы Инвентаризационная опись оборотных активов форма 6-инв
Инвентаризационный ярлык

(крепится на каждый внесенный в опись оборотный актив)

форма 5-инв
Материалы и товары, находящиеся в пути Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути форма 8-инв
Товары, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями Акт инвентаризации товаров отгруженных форма 9-инв
Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное хранение Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение форма 10-инв
Наличные денежные средства Акт инвентаризации наличных денежных средств форма 12-инв
Ценные бумаги, бланки строгой отчетности Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности форма 13-инв
Расходы будущих периодов Акт инвентаризации расходов будущих периодов форма 11-инв
Обязательства в части расчетов с дебиторами и кредиторами Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами форма 14-инв
Справка к акту инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами Приложение к форме 14-инв

Данные фактического наличия сопоставляются с внесенными в описи (акты) данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете и отчетности, п. 3 Инструкции по инвентаризации). Отклонения отражаются в сличительных ведомостях, перечисленных в табл. 2, заполнение которых производится с использованием средств вычислительной техники и от руки. На активы, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом, составляются отдельные сличительные ведомости (п. 71 Инструкции по инвентаризации).

По каждому случаю отклонений комиссия берет от материально ответственных лиц объяснительные (ч. 2 п. 70, ч. 2 п. 76 Инструкции по инвентаризации).

Таблица 2

Установленные формы сличительных ведомостей, составляемых по результатам инвентаризации Форма
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) форма 401
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств форма 15-инв
Сличительная ведомость результатов инвентаризации оборотных активов форма 16-инв

Полученные результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией (центральной инвентаризационной комиссией в случае ее наличия) и оформляются протоколом, который передается руководителю организации для принятия решения по результатам инвентаризации (п. 72 Инструкции по инвентаризации).

Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, в которую вносятся данные обо всех выявленных излишках и недостачах, установленной порче ценностей, а также указывается порядок регулирования инвентаризационных разниц согласно принятому руководителем решению (п. 77 Инструкции по инвентаризации).

Также отметим, что согласно п. 11 Инструкции по инвентаризации оформление инвентаризации ряда активов следует проводить с учетом особенностей, установленных иными нормативными правовыми актами, например Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства и др.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex