Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, периодичность их проведения, перечень инвентаризируемых объектов при проведении каждой из них и т.д.) закрепляется в учетной политике организации <*>.
Основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя.
Приказом определяются:
— причина инвентаризации;
— сроки начала и окончания инвентаризации;
— место проведения инвентаризации;
— объекты инвентаризации;
— создание и состав инвентаризационной комиссии (в крупных организациях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии);
— срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию <*>.
Инвентаризационной комиссией определяются фактическое наличие, а также состояние и оценка активов и обязательств, проверяемых согласно приказу. Полученные сведения вносятся в инвентаризационные описи, акты инвентаризации, перечисленные в табл. 1, иные отраслевые формы, утвержденные соответствующими органами государственного управления, а также формы, которые организации в случае недостатка содержащейся в утвержденных формах информации разработали самостоятельно и утвердили их в соответствии с законодательством <*>.
Для оформления инвентаризации не принадлежащих организации активов, которые числятся за балансом (арендованных, принятых на ответственное хранение, полученных во временное пользование активов и др.), составляются отдельные описи <*>.
Заполнение актов инвентаризации (инвентаризационных описей) осуществляется не менее чем в двух экземплярах с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Если при заполнении актов инвентаризации (инвентаризационных описей) допущены ошибки (описки), то исправления вносят во все экземпляры описей (актов): неправильные записи зачеркиваются и над ними проставляются правильные. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами <*>.
Таблица 1
Объект инвентаризации | Установленные формы документов для оформления проведения инвентаризации | Форма |
Основные средства | Инвентаризационная опись ОС | форма 1-инв |
Основные средства, находящиеся на ответственном хранении, в аренде | Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение | форма 10-инв |
Нематериальные активы | Инвентаризационная опись НМА | форма 2-инв |
Незавершенное капитальное строительство | Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства | форма 3-инв |
Результаты незавершенных работ НИОКР | Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР | форма 4-инв |
Незаконченные ремонты зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов | Акт инвентаризации незаконченных ремонтов | форма 7-инв |
Оборотные активы | Инвентаризационная опись оборотных активов | форма 6-инв |
Инвентаризационный ярлык
(крепится на каждый внесенный в опись оборотный актив) |
форма 5-инв | |
Материалы и товары, находящиеся в пути | Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути | форма 8-инв |
Товары, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями | Акт инвентаризации товаров отгруженных | форма 9-инв |
Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное хранение | Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение | форма 10-инв |
Наличные денежные средства | Акт инвентаризации наличных денежных средств | форма 12-инв |
Ценные бумаги, бланки строгой отчетности | Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности | форма 13-инв |
Расходы будущих периодов | Акт инвентаризации расходов будущих периодов | форма 11-инв |
Обязательства в части расчетов с дебиторами и кредиторами | Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами | форма 14-инв |
Справка к акту инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами | Приложение к форме 14-инв |
Данные фактического наличия сопоставляются с внесенными в инвентаризационные описи (акты инвентаризации) данными бухгалтерского учета <*>.
Отклонения отражаются в сличительных ведомостях (формы 401, 15-инв, 16-инв), заполнение которых производится с использованием средств вычислительной техники и от руки <*>.
На активы, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом, составляются отдельные сличительные ведомости <*>.
По каждому случаю отклонений комиссия берет от материально ответственных лиц объяснительные <*>.
Документальное оформление результатов инвентаризации осуществляет инвентаризационная комиссия <*>.
Так, полученные результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией (центральной инвентаризационной комиссией в случае ее наличия) и оформляются протоколом, который передается руководителю организации для принятия решения по результатам инвентаризации <*>.
Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, в которую вносятся данные обо всех выявленных излишках и недостачах, установленной порче ценностей, а также указывается порядок регулирования инвентаризационных разниц согласно принятому руководителем решению <*>.
Также отметим, что согласно п. 11 Инструкции по инвентаризации оформление инвентаризации ряда активов следует проводить с учетом особенностей, установленных иными нормативными правовыми актами, например Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства и др.
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex