Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, периодичность их проведения, перечень инвентаризируемых объектов при проведении каждой из них и т.д.) закрепляется в учетной политике организации <*>.

Основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя.

Приказом определяются:

— причина инвентаризации;

— сроки начала и окончания инвентаризации;

— место проведения инвентаризации;

— объекты инвентаризации;

— создание и состав инвентаризационной комиссии (в крупных организациях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии);

— срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию <*>.

Инвентаризационной комиссией определяются фактическое наличие, а также состояние и оценка активов и обязательств, проверяемых согласно приказу. Полученные сведения вносятся в инвентаризационные описи, акты инвентаризации, перечисленные в табл. 1, иные отраслевые формы, утвержденные соответствующими органами государственного управления, а также формы, которые организации в случае недостатка содержащейся в утвержденных формах информации разработали самостоятельно и утвердили их в соответствии с законодательством <*>.

Для оформления инвентаризации не принадлежащих организации активов, которые числятся за балансом (арендованных, принятых на ответственное хранение, полученных во временное пользование активов и др.), составляются отдельные описи <*>.

Заполнение актов инвентаризации (инвентаризационных описей) осуществляется не менее чем в двух экземплярах с применением технических средств или от руки чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Если при заполнении актов инвентаризации (инвентаризационных описей) допущены ошибки (описки), то исправления вносят во все экземпляры описей (актов): неправильные записи зачеркиваются и над ними проставляются правильные. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами <*>.

Таблица 1

Объект инвентаризации Установленные формы документов для оформления проведения инвентаризации Форма
Основные средства Инвентаризационная опись ОС форма 1-инв
Основные средства, находящиеся на ответственном хранении, в аренде Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение форма 10-инв
Нематериальные активы Инвентаризационная опись НМА форма 2-инв
Незавершенное капитальное строительство Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства форма 3-инв
Результаты незавершенных работ НИОКР Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР форма 4-инв
Незаконченные ремонты зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов Акт инвентаризации незаконченных ремонтов форма 7-инв
Оборотные активы Инвентаризационная опись оборотных активов форма 6-инв
Инвентаризационный ярлык

(крепится на каждый внесенный в опись оборотный актив)

форма 5-инв
Материалы и товары, находящиеся в пути Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути форма 8-инв
Товары, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями Акт инвентаризации товаров отгруженных форма 9-инв
Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное хранение Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение форма 10-инв
Наличные денежные средства Акт инвентаризации наличных денежных средств форма 12-инв
Ценные бумаги, бланки строгой отчетности Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности форма 13-инв
Расходы будущих периодов Акт инвентаризации расходов будущих периодов форма 11-инв
Обязательства в части расчетов с дебиторами и кредиторами Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами форма 14-инв
Справка к акту инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами Приложение к форме 14-инв

Данные фактического наличия сопоставляются с внесенными в инвентаризационные описи (акты инвентаризации) данными бухгалтерского учета <*>.

Отклонения отражаются в сличительных ведомостях (формы 401, 15-инв, 16-инв), заполнение которых производится с использованием средств вычислительной техники и от руки <*>.

На активы, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом, составляются отдельные сличительные ведомости <*>.

По каждому случаю отклонений комиссия берет от материально ответственных лиц объяснительные <*>.

Документальное оформление результатов инвентаризации осуществляет инвентаризационная комиссия <*>.

Так, полученные результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией (центральной инвентаризационной комиссией в случае ее наличия) и оформляются протоколом, который передается руководителю организации для принятия решения по результатам инвентаризации <*>.

Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, в которую вносятся данные обо всех выявленных излишках и недостачах, установленной порче ценностей, а также указывается порядок регулирования инвентаризационных разниц согласно принятому руководителем решению <*>.

Также отметим, что согласно п. 11 Инструкции по инвентаризации оформление инвентаризации ряда активов следует проводить с учетом особенностей, установленных иными нормативными правовыми актами, например Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства и др.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex