Людмила Владимировна Дрозд,
специалист таможенного дела

Законом от 19.07.2021 N 121-З изложен в новой редакции Закон от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон N 129-З). В Законе N 129-З реализованы отсылочные нормы ТмК ЕАЭС, в том числе касающиеся вопросов взыскания таможенных платежей.

При рассмотрении порядка взыскания таможенных платежей необходимо учитывать не только положения ТмК ЕАЭС и Закона N 129-З, но и положения НК, который применяется таможенными органами при таком взыскании.

1. Объекты взыскания

При проведении операций таможенного контроля таможенные органы могут выявить нарушения, влекущие доначисление таможенных платежей. Указанные нарушения могут быть связаны с неверным указанием в декларации на товары сведений о стоимости товаров, их коде в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, стране происхождения либо с невыполнением требований или условий заявленных таможенных процедур.

В результате у плательщика появляется неисполненная либо ненадлежащим образом исполненная обязанность по уплате таможенных платежей в размере, рассчитанном в соответствии с положениями ТмК ЕАЭС, исходя из верных сведений о товарах либо исходя из требований ТмК ЕАЭС.

Неисполненная либо ненадлежащим образом исполненная обязанность по уплате таможенных платежей представляет собой сумму денежных средств, подлежащую взысканию таможенными органами.

Таким образом, объектами взыскания являются денежные средства, подлежащие уплате в отношении задекларированных либо подлежащих декларированию товаров.

2. Извещение плательщика о наличии неуплаченных таможенных платежей

Согласно п. 2 ст. 61 Закона N 129-З до принятия мер по взысканию таможенных платежей таможенный орган направляет плательщику уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее — уведомление). Такое уведомление направляется заказным письмом с уведомлением о получении либо вручается под подпись плательщику либо уполномоченному представителю плательщика.

Уведомление извещает плательщика о наличии у него не уплаченных в срок, установленный ТмК ЕАЭС, суммах:

— таможенных платежей (таможенные платежи перечислены в п. 1 ст. 46 ТмК ЕАЭС);

— специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных пошлин, применяемых в целях защиты внутреннего рынка;

— таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа;

— пеней, процентов;

— иных платежей, взимаемых таможенными органами, например утилизационный сбор.

Уведомление содержит требование таможенного органа об уплате указанных в нем сумм, а также требование о совершении действий, предусмотренных ТмК ЕАЭС и Законом N 129-З.

Необходимо отметить, что уведомлением также является решение по акту таможенной проверки при условии, что в нем указаны суммы подлежащих уплате платежей и требования, предусмотренные для уведомления.

Уведомление направляется плательщику не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его регистрации в таможенном органе, по форме, установленной Правительством Республики Беларусь.

Следует отметить, что если уведомление не будет вручено плательщику, то оно считается полученным по истечении 15 календарных дней со дня его направления белорусскому плательщику, а иным лицам — по истечении 30 календарных дней со дня его направления (ч. 2 п. 4 ст. 61 Закона N 129-З).

3. Основания для ненаправления уведомления

Уведомление плательщику не направляется, если у таможенного органа отсутствуют сведения о месте нахождения (месте жительства) такого плательщика, за исключением плательщиков, являющихся лицами Республики Беларусь (ч. 2 п. 2 ст. 61 Закона N 129-З). Вместе с тем таможенный орган до принятия мер по взысканию составляет и регистрирует в таможенном органе уведомление, которое не направляется.

Необходимо отметить, если в течение пяти лет таможенные органы не смогут установить местонахождение (место жительство) плательщика с целью направления ему уведомления, то по истечении такого срока взыскание с плательщика осуществляться не будет на основании подп. 2.1 п. 2 ст. 63 Закона N 129-З.

Кроме того, уведомление не направляется плательщику в случаях, установленных п. 4 ст. 55, п. 4 ст. 73, п. 5 ст. 270 ТмК ЕАЭС, а также п. 1 — 3 ст. 63 Закона N 129-З (ч. 13 п. 2 ст. 61 Закона N 129-З).

В частности, речь идет о выявленных фактах неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары (либо в расчете таможенных платежей), в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро. При этом применяется курс валют, действующий на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТмК ЕАЭС. Так, ч. 2 п. 6 ст. 52 ТмК ЕАЭС установлено, что, если для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена либо в иную валюту, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не установлено ТмК ЕАЭС.

Кроме того, п. 1 — 3 ст. 63 Закона N 129-З определены случаи, когда взыскание таможенными органами не осуществляется, при которых уведомление также не направляется плательщику.

4. Сроки для исполнения требования таможенного органа, указанного в уведомлении

Содержащиеся в уведомлении требования об уплате сумм, указанных в таком уведомлении, подлежат исполнению плательщиком в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

Поэтому у плательщика есть 10 рабочих дней со дня получения уведомления для уплаты таможенных платежей.

Справочно
В соответствии с п. 3 ст. 4 ТмК ЕАЭС течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после дня наступления события, которым определено его начало. Под рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу (на которые не приходятся дни, объявленные нерабочими) и выходные дни, на которые перенесены рабочие дни (п. 8 ст. 4 ТмК ЕАЭС).

5. Преимущества плательщика, самостоятельно исполнившего требования таможенного органа

У плательщиков, уплативших таможенные платежи и пени, начисленные на такие платежи, до истечения 10 рабочих дней со дня получения уведомления есть право на уменьшение размера подлежащих уплате пеней.

Пунктом 5 ст. 37 Закона N 129-З установлено, что уплата пеней, начисленных на суммы таможенных платежей, производится в размере, рассчитанном в соответствии с п. 4 ст. 55 НК, уменьшенном в два раза, в случае уплаты таких пеней плательщиком:

— до регистрации в таможенном органе уведомления либо

— до истечения 10 рабочих дней со дня получения плательщиком такого уведомления.

При этом в названные сроки должны быть уплачены суммы таможенных платежей, на которые начислены уплачиваемые пени.

Преимущество в данном случае связано с уменьшением финансовой нагрузки на плательщика, выразившемся в уменьшении суммы денежных средств, подлежащих уплате.

6. Открытый доступ к информации о наличии неуплаченных таможенных платежей

На едином интернет-портале таможенных органов в сети Интернет, размещенном на официальном сайте ГТК, находится информация о плательщиках, имеющих задолженность по таможенным платежам.

Указанная информация находится в рубрике «Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), процентов, пеней, взимаемых таможенными органами». Названная рубрика включена в подраздел «Задолженность» раздела «Участникам ВЭД».

Во исполнение предписаний п. 2 ст. 110 НК таможенные органы ежемесячно размещают в сети Интернет перечень организаций и ИП, которые не исполнили требование таможенного органа об уплате налогов, сборов (пошлин) в сроки, указанные в уведомлении или решении по акту таможенной проверки.

В названном перечне содержатся сведения о должнике, в том числе об его учетном номере плательщика, полном наименовании организации, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) ИП, а также дате погашения таможенной задолженности.

7. Применение таможней способов обеспечения исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней

До наступления срока, по истечении которого принимаются меры по взысканию таможенных платежей, таможенные органы вправе применить способы обеспечения исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней. Такое право закреплено в п. 3 ст. 61 Закона N 129-З.

К способам обеспечения исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней согласно п. 1 ст. 54 НК относятся приостановление операций по счетам, электронным кошелькам и арест имущества.

Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам осуществляется в порядке, определенном ст. 56 НК, и представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данным счетам, электронным кошелькам по решению руководителя (его заместителя) таможенного органа.

Арест имущества производится в соответствии со ст. 57 НК и направлен на ограничение имущественных прав плательщика в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Следует отметить, что указанные способы используются таможенными органами в случаях, когда имеются основания полагать, что плательщиком не будут приняты меры по исполнению налогового обязательства в срок, указанный в уведомлении. Например, у таможенного органа будет иметься информация о том, что плательщик инициирует процедуру ликвидации.

8. Обеспечение плательщиком исполнения налогового обязательства

Плательщик вправе обеспечить исполнение налогового обязательства несколькими или одним из способов, указанных в подп. 1.4 — 1.6 п. 1 ст. 54 НК. Способ обеспечения выбирает плательщик. К таким способам относятся: залог имущества, поручительство и банковская гарантия. Порядок представления каждого из указанных способов обеспечения исполнения налогового обязательства описан в ст. 58 — 60 НК.

Согласно подп. 3.2 п. 3 ст. 54 НК плательщик может обеспечить исполнение налогового обязательства при наличии у него задолженности по таможенным платежам на срок, указанный в договоре о залоге имущества, договоре поручительства или банковской гарантии, но не более трех месяцев со дня предоставления плательщиком такого способа.

Важно отметить следующее. В период действия представленного плательщиком способа обеспечения исполнения налогового обязательства в отношении таможенной задолженности, обеспеченной таким способом, таможенным органом:

— не принимаются решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках, наличных денежных средств плательщика, о наложении ареста на его имущество, приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам;

— не проводятся мероприятия по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов (п. 4 ст. 54 НК).

Таким образом, если плательщиком будет представлена банковская гарантия, выданная банком на сумму задолженности по таможенным платежам, таможенным органом на срок действия банковской гарантии не будут приниматься меры по принудительному взысканию такой таможенной задолженности.

9. Принятие мер по взысканию таможенных платежей

В соответствии с абз. 2 ч. 1 п. 4 ст. 61 Закона N 129-З меры по взысканию принимаются таможенным органом по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком уведомления.

В силу п. 5 ст. 61 Закона N 129-З таможенные органы осуществляют взыскание таможенных платежей за счет:

— денежных средств, внесенных в качестве:

обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

обеспечения исполнения обязанностей юрлица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;

обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора;

— авансовых платежей;

— излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

— иных денежных средств, зачисленных на единый счет.

Справочно
Под единым счетом понимается текущий (расчетный) банковский счет, открытый для зачисления платежей в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляется таможенными органами (п. 1 ст. 31 Закона N 129-З).

Кроме того, таможенные органы осуществляют принудительное исполнение налогового обязательства, взыскания пеней, описанное в гл. 7 НК.

При взыскании таможенных платежей таможенные органы также применяют такие меры, как приостановление операций по счетам, электронным кошелькам и арест имущества в соответствии с положениями ст. 56 и 57 НК.

10. Обращение взыскания на товары как мера по взысканию

Пунктом 3 ст. 68 ТмК ЕАЭС представлена компетенция на установление в законодательстве государств — членов ЕАЭС такой меры по взысканию таможенных платежей, как обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные платежи не уплачены.

Необходимо знать, что обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, прекращает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров.

С учетом такой компетенции п. 1 ст. 64 Закона N 129-З установлено, что обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, допускается:

— в случае, если за счет этих товаров взыскиваются неуплаченные таможенные платежи, пени, проценты, иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе если указанные платежи, пени, проценты не уплачены в отношении этих товаров;

— в иных случаях, установленных законодательными актами (в частности, в Законах N 439-З и N 415-З).

Как правило, в отношении находящихся под таможенным контролем товаров требуется уплата таможенных платежей.

Поэтому согласно п. 2 ст. 64 Закона N 129-З денежные средства, полученные от реализации таких товаров, в размере исчисленных таможенными органами таможенных платежей, пеней, процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не подлежат распределению между взыскателями и зачисляются на единый счет.

11. Срок, по истечении которого взыскание не осуществляется

Подпунктом 2.1 п. 2 ст. 63 Закона N 129-З определено, что взыскание таможенных платежей не осуществляется по истечении пяти лет со дня наступления срока их уплаты, если в указанный срок уведомление или решение по акту таможенной проверки не направлены плательщику.

Срок, указанный в подп. 2.1 п. 2 ст. 63 Закона N 129-З, по истечении которого взыскание не осуществляется, ранее также был установлен в законодательстве. Указанная норма перенесена из подп. 1.1 п. 1 Указа N 490.

Таким образом, по истечении пяти лет со дня наступления срока уплаты таможенных платежей взыскание таких платежей осуществляться не будет, если в указанный период уведомление или решение по акту таможенной проверки не будет направлено плательщику.

Необходимо отметить, что срок, по истечении которого не осуществляется взыскание, связан со сроками, в течение которых таможенные органы осуществляют операции таможенного контроля.

Согласно п. 8 ст. 209 Закона N 129-З таможенный контроль может проводиться до истечения:

— трех лет со дня наступления обстоятельств, предусматривающих снятие товаров с таможенного контроля, указанных в п. 7 — 15 ст. 14 ТмК ЕАЭС;

— пяти лет со дня наступления обстоятельств, предусматривающих снятие товаров с таможенного контроля, указанных в п. 7 — 15 ст. 14 ТмК ЕАЭС, если таможенный контроль осуществлялся в форме выездной таможенной проверки.

Справочно
Выездная таможенная проверка проводится по поручениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Председателя КГК и его заместителей, Генпрокурора и его заместителей либо по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам. Таможенный контроль в форме выездной таможенной проверки может проводиться при назначении внеплановых проверок, например для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) выездной таможенной проверки либо жалобе на решение таможенного органа.

По истечении пятилетнего срока со дня снятия товаров с таможенного контроля операции таможенного контроля не проводятся, поэтому риск выявления задолженности минимальный.

12. Случаи, когда меры по взысканию не применяются

Статьей 63 Закона N 129-З описаны случаи, когда таможенные органы не принимают меры по взысканию таможенных платежей, пеней, процентов.

Пунктом 2 ст. 63 Закона N 129-З определены случаи, когда таможенные органы не осуществляют взыскание таможенных платежей.

Так, взыскание таможенных платежей не осуществляется:

— по истечении пяти лет со дня наступления срока их уплаты, если в указанный срок уведомление или решение по акту таможенной проверки не направлены плательщику или лицам, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таких платежей (подп. 2.1 п. 2 ст. 63 Закона N 129-З);

— со дня изъятия или ареста товаров в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством, определяющим порядок административного процесса, до дня вступления в силу одного из решений, указанных в п. 4 ст. 98 ТмК ЕАЭС (подп. 2.2 п. 2 ст. 63 Закона N 129-З).

Если срок, по истечении которого взыскание не осуществляется, описанный в подзаголовке 11 настоящей статьи, ранее был установлен в законодательстве, то норма подп. 2.2 п. 2 ст. 63 Закона N 129-З является новацией.

Следует отметить, что в практической деятельности таможенных органов имели место случаи, когда изъятые или арестованные товары, являющиеся предметом административного правонарушения или уголовного преследования, «возвращались» в правовое поле. То есть в отношении товаров совершались действия по их декларированию, а взысканные таможенные платежи подлежали возврату, в том числе на основании п. 9 ст. 56 ТмК ЕАЭС. Для исключения излишней административной нагрузки на бизнес была введена норма подп. 2.2 п. 2 ст. 63 Закона N 129-З. Названная норма позволяет не осуществлять взыскание таможенных платежей в отношении товаров, которые изъяты либо арестованы правоохранительными органами, до принятия в отношении их одного из решений об их возврате, перечень которых определен п. 4 ст. 98 ТмК ЕАЭС.

Пунктом 3 ст. 63 Закона N 129-З определены случаи непринятия мер по взысканию пеней, процентов. Так, меры не принимаются в случае выявления факта неуплаты пеней, процентов, начисленных в одной декларации на товары (расчете таможенных платежей), в размере, не превышающем в совокупности 5 белорусских рублей.

В отношении товаров для личного пользования, декларирование которых осуществлено в одной пассажирской таможенной декларации, не будут приниматься меры по взысканию пеней в размере, не превышающем 3 белорусских рублей.

Дополнительным условием не принятия мер по взысканию указанных выше сумм пеней, процентов является прекращение обязанности по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, на которые начислены указанные пени, подлежат уплате проценты.

13. Сроки взыскания с таможенных представителей

В Законе N 129-З заложены подходы, согласно которым взыскание таможенных платежей с таможенного представителя, несущего с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, осуществляется после принятия мер по взысканию с основного плательщика.

Согласно ч. 11 п. 2 ст. 61 Закона N 129-З уведомление составляется в отношении лица, несущего с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, по истечении двух месяцев со дня регистрации уведомления, составленного в отношении плательщика. Однако имеется исключение.

Если у таможенного органа отсутствуют сведения о месте нахождения (месте жительства) плательщика, за исключением лиц Республики Беларусь, а также если плательщик находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности) или в отношении его возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), уведомление составляется в отношении лица, несущего с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации уведомления, составленного в отношении плательщика (ч. 12 п. 2 ст. 61 Закона N 129-З).

14. Информирование плательщика о неправомерном взыскании

В соответствии с п. 7 ст. 61 Закона N 129-З таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей, уведомляет плательщика об установлении факта излишнего взыскания таможенных платежей заказным письмом с уведомлением о получении.

Такое информирование осуществляется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем признания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц недействительными или незаконными.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex