Антимонопольным законодательством Республики Беларусь установлен государственный контроль за экономической концентрацией в виде получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделки, иного юридически значимого действия, а также в виде уведомления антимонопольного органа о совершенной сделке, ином юридическом действии. Рассмотрим, какие могут быть последствия в случае неполучения данного согласия, а также неуведомления антимонопольного органа.

Признание действий и сделок недействительными в судебном порядке

Нарушение правил контроля за экономической концентрацией влечет определенные последствия. Так, неполучение согласия антимонопольного органа в установленных Антимонопольным законом случаях, если действия и сделки, требующие согласия антимонопольного органа, фактически были совершены и это привело к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции, является основанием для признания судом таких действий и сделок недействительными по иску антимонопольного органа <*>. Как видно, для удовлетворения заявленных антимонопольным органом требований, кроме всего прочего, антимонопольному органу необходимо доказать, что совершенные сделки, юридически значимые действия привели к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Признаки доминирующего положения и ограничения конкуренции содержатся в ст. 6 и 7 Антимонопольного закона соответственно.

В теории конкурентного права дискуссионным является вопрос о том, оспоримой или ничтожной является недействительная сделка в контексте  п. 2 ст. 51 Антимонопольного закона. Сделки, юридически значимые действия могут быть признаны недействительными по иску антимонопольного органа <*>. Отсюда следует, что в суд с соответствующими требованиями не вправе обращаться третьи лица. Таким образом, исходя из буквального толкования такие сделки являются оспоримыми, поскольку с иском о признании оспоримой сделки недействительной может обратиться только лицо, прямо указанное в законодательном акте, устанавливающем оспоримость сделки <*>.

Следовательно, иск о признании совершенной без согласия антимонопольного органа сделки недействительной может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда антимонопольный орган узнал или должен был узнать о совершении сделки с нарушением антимонопольного законодательства <*>. Срок исковой давности по требованию о признании недействительными юридически значимых действий, таких как реорганизация хозяйствующих субъектов — юридических лиц, создание коммерческой организации и объединения хозяйствующих субъектов, заключение договора простого товарищества, также составляет три года <*>.

Что касается совершения юридически значимых действий с нарушением правил контроля за экономической концентрацией, то, помимо признания недействительными самих действий, возможно наступление иных неблагоприятных последствий.

Признание судом недействительной государственной регистрации субъектов хозяйствования

Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации <*>. В заявлении о государственной регистрации коммерческой организации заявителем подтверждается соблюдение установленного порядка создания юридического лица, в том числе получение согласия антимонопольного органа в случаях, установленных законодательными актами.

Следовательно, в случае неполучения согласия антимонопольного органа или неуведомления последнего о совершении таких действий в определенных Антимонопольным законом случаях государственная регистрация субъектов хозяйствования будет считаться осуществленной на основании заведомо ложных сведений, что может повлечь признание судом недействительной государственной регистрации <*>. В таком случае деятельность созданного юридического лица, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых признана недействительной, является незаконной и запрещается, а доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности <*>.

Привлечение к административной и уголовной ответственности

Кроме гражданско-правовых последствий за нарушение антимонопольного законодательства возможно наступление административной и уголовной ответственности.

Так, непредставление антимонопольному органу информации (документов, объяснений, в том числе уведомлений), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, может повлечь наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин <*>. Повторное нарушение в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влечет уголовную ответственность и наказание в виде штрафа до 5000 базовых величин или иное наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет <*>. В связи с тем, что вышеназванные составы являются формальными, для привлечения к административной и уголовной ответственности нет необходимости в наступлении каких-либо последствий. К ответственности привлекается лицо, на котором лежит обязанность по направлению заявления на получение согласия антимонопольного органа в рамках предварительного антимонопольного контроля, а также по направлению уведомления о совершенной сделке или ином действии. Однако субъектом как административной, так и уголовной ответственности в описываемых случаях могут быть лишь индивидуальный предприниматель и должностное лицо юридического лица, в то время как обязанность уведомления антимонопольного органа может лежать и на физическом лице.

Отметим, что уголовная ответственность за нарушение норм антимонопольного законодательства на практике до настоящего времени не применялась. Вероятно, с этим и связана декриминализация данного деяния согласно п. 44 ст. 1 Закона от 09.01.2019 № 171-З, который вступает в силу 19 июля 2019 г.