Постановление Совмина от 19.10.2022 N 713 «О системе регулирования цен» вводит регулирование цен на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутреннем рынке Республики Беларусь. Перечень товаров содержит 370 позиций продовольственной  и непродовольственной групп. Ценовое регулирование для производителей представляет собой согласование повышения отпускных цен, для импортеров, опта и розницы — применение предельных максимальных надбавок. Для общепита и субъектов, которые оказывают услуги, регулирования цен (тарифов) не предусмотрено.

Постановление Совмина от 06.10.2022 N 669 «О временных мерах по стабилизации цен», где устанавливался запрет на повышение цен и тарифов на услуги, утратило силу с 19.10.2022. С этой же даты утратило силу и постановление Совмина от 07.04.2022 N 214 «О регулировании цен».   Большинство норм постановления N 713  вступило в силу 19.10.2022 (на дату принятия), за исключением:

— требований о  перечне товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. Они   вступают  в силу с 10.11.2022;

— составления производителями и импортерами экономических расчетов — обоснования отпускных  цен с расшифровкой статей затрат в соответствии с порядком планирования, учета и калькулирования себестоимости, который будет установлен совместным нормативным актом  МАРТ, Минэкономики, Минфина, Минтруда и соцзащиты по согласованию с Белстатом.  Эти положения вступают в силу с 1 ноября 2022 г.

В постановлении N 713   установлен срок в 5 рабочих дней,  чтобы   импортеры, опт и розница  понизили надбавки  на остатки товаров (не выше указанных в приложении 1). Если на 19.10.2022 надбавки были ниже максимальных предельных, то нельзя повысить их до полной реализации остатков товаров.

1. На какую производимую продукцию и в каком случае цены с 19 октября регулируются по новому ­постановлению

Регулирование цен установлено не на всю продукцию, а только на ту, которая производится и реализуется на внутреннем рынке Беларуси и которая указана в специальном перечне (далее будем называть ее продукцией, производимыми потребительскими товарами, потребительскими товарами) (п. 1 постановления N 713).

В перечне указан широкий круг потребительских товаров — 370 наименований. Это мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца, молоко и молочные продукты, сыры, масло, хлеб, хлебобулочные изделия, сахар, соль, крупа, чай, кофе, макаронные изделия, овощи, фрукты, безалкогольные напитки, мужская, женская и детская одежда и обувь, мебель, ковры, ткань, пряжа и текстильные изделия, посуда и столовые приборы, электро- и телерадиотовары, стройматериалы, хозяйственные товары, товары бытовой химии и много другой продовольственной и непродовольственной продукции (приложение 1 к постановлению N 713).

Причем цена на поименованную продукцию регулируется не по всем продажам на внутреннем рынке. Под регулирование не подпадают (п. 23 постановления N 713):

— реализация продукции организациям, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, для последующей продажи в таких магазинах и собственно ее продажа в этих магазинах. В данном случае в товарном разделе накладной на реализацию надо указывать: «Для реализации в магазинах беспошлинной торговли»;

— отношения по производству продукции военного назначения и ее реализации (в том числе по государственному оборонному заказу);

— продажа б/у товаров;

— реализация продукции, используемой иными предприятиями в процессе производства. Исключение — продовольственная продукция, указанная в п. 7 постановления N 713: молоко-сырье, свиньи, КРС, продовольственная рожь и пшеница, сахарная свекла, сахар, мука, сливочное масло, куриные яйца. Цены при реализации поименованной продукции для дальнейшей переработки цены регулируются.

Обращаем внимание: действие постановления N 713 не распространяется на продукцию, в отношении которой ценовое регулирование было введено ранее принятыми НПА (в частности, лекарства, алкогольная продукция (Указ N 72)). Нормы этих НПА по-прежнему имеют юридическую силу.

2. Как производителю формировать отпускную цену на «регулируемую» продукцию

1. Если производитель поставляет для переработки молоко-сырье, свиней, КРС, продовольственную рожь и пшеницу, сахарную свеклу, сахар, муку, сливочное масло, куриные яйца, то реализовывать их он должен по цене не выше установленной предельной максимальной цены. Такие цены в ближайшее время установит Минсельхозпрод по согласованию с МАРТ (п. 7 постановления N 713).

2. В отношении иной «регулируемой» продукции на данный момент предусмотрено следующее.

С 01.11.2022 производители обязаны составлять экономические расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен на эту продукцию с расшифровкой статей затрат (абз. 2 п. 9, абз. 2 п. 28 постановления N 713). Порядок планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования в ближайшее время будет определен совместным НПА МАРТ, Минэкономики, Минфина, Минтруда и соцзащиты по согласованию с Белстатом. При этом отраслевые особенности могут устанавливаться республиканскими органами госуправления, иными подчиненными правительству госорганизациями. Экономические расчеты должны утверждаться руководителем (иным уполномоченным лицом) или ИП и храниться вместе с подтверждающими их документами (п. 8, абз. 2 п. 9 постановления N 713).

Кроме того, производители вправе предоставлять оптовую скидку с отпускных цен в размере не более 10%. Другие скидки применяются в случаях и порядке, установленных законодательством о ценообразовании (абз. 3 п. 9 постановления N 713).

3. При давальческой переработке цены на изготовленную продукцию при ее реализации в Беларуси формирует собственник сырья (давалец), исходя из стоимости сырья, расходов на его приобретение и переработку, налогов и обязательных платежей, прибыли и учитывая предусмотренные законодательством ограничения. При этом они не должны превышать уровень отпускных цен, которые производитель применяет на аналогичную продукцию, изготовленную из собственного сырья, если иное не установлено Президентом или Совмином (п. 10 постановления N 713). В случае когда это условие нельзя выполнить, собственник сырья согласовывает цену в порядке, установленном в п. 2 постановления N 713. О порядке согласования цен подробнее см. ниже.

3. Как производителю указывать информацию о ценах в накладных

В накладных на реализацию продукции, подпадающей под ценовое регулирование, производитель в обычном порядке в графе 4 «Цена» указывает отпускную цену. Если он применяет оптовую скидку с отпускной цены, соответствующую информацию надо отразить в товарном разделе. Где именно — не регламентируется. Полагаем, можно это сделать в графе 11 «Примечание» (п. 12 постановления N 713, ч. 2 п. 5 Инструкции N 58).

4. Как производителю согласовывать цены

С 19.10.2022 повысить отпускные цены на потребительские товары (установить цены на новые товары) производитель по общему правилу может только после предварительного согласования с определенным госорганом (организацией), созданной им комиссией (далее — согласующий орган) (ч. 1 п. 2, абз. 4 п. 28 постановления N 713).

Куда обращаться за согласованием — зависит от «статуса» производителя. Так, отпускные цены согласовываются:

— РУП, учреждениями, хозобществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Беларуси и (или) которые входят в состав госорганизаций, подчиненных Совмину (далее — госюрлица):

либо с соответствующими госорганами, подчиненными (подотчетными) Президенту, республиканскими органами госуправления, иными госорганизациями, подчиненными Совмину, в подчинении (составе, системе) которых находится такое госюрлицо;

либо с комиссиями, созданными названными госорганами (организациями), в которых участвуют представители профсоюза;

— организациями, входящими в систему Управделами Президента:

либо с этим органом госуправления;

либо с созданной им комиссией;

— организациями потребкооперации:

либо с Белкоопсоюзом;

либо с созданной им комиссией с участием представителя профсоюза;

— организациями, входящими в состав холдинга с участием государства:

либо с госорганом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится управляющая компания холдинга;

либо с созданной им комиссией;

— другими юрлицами и ИП:

либо с соответствующими облисполкомами (Минским горисполкомом) по месту госрегистрации;

либо с созданными ими комиссиями, в которых участвуют представители профсоюза.

Вместе с тем согласовывать отпускные цены не требуется (п. 3 постановления N 713):

— по окончании мероприятий, направленных на продвижение потребительских товаров (акции, скидки и др.), определенных в договорах либо положениях о проведении мероприятий, — если цены устанавливаются на уровне, действовавшем до проведения этих мероприятий;

— при поставке потребительских товаров по договорам с новыми покупателями или при изменении условий поставки по действующим договорам — если устанавливаемые цены не выше действовавших на 19.10.2022 в соответствии с прейскурантом (иным аналогичным документом) и положением о скидках;

— при увеличении цен пропорционально росту определенных расходов в себестоимости продукции и их удельному весу. К таким расходам относятся:

декларируемые, фиксированные, предельные цены (тарифы), регулируемые госорганами (организациями), на материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие и т.д.) и (или) услуги, фактически использованные при производстве потребительских товаров;

ставки налогов и иных обязательных платежей, включаемые в себестоимость продукции;

— при формировании цен на новые потребительские товары — если применяется норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, в размере не более 10%.

Примечание
Новые потребительские товары (подстрочное примечание к п. 3 постановления N 713):
— новая продукция, т.е. продукция, впервые произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории Беларуси;
— новый вид продукции — продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией свойств, параметров, признаков или характеристик, а также с измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30% по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знаков в результате переработки (обработки).

Согласование отпускных цен (и формируемых, и повышаемых) считается админпроцедурой (п. 2 приложения 2 к постановлению N 713). Соответствующие регламенты будут приняты в ближайшее время.

По информации, предоставленной МАРТ на пресс-конференции «О новой системе регулирования цен», для согласования нужны, в частности, следующие документы:

— калькуляция себестоимости;

— прогноз изменения цены с четким обоснованием каждой позиции статьи затрат и указанием, по каким причинам выросли затраты, какие меры приняты для их снижения, как их увеличение повлияло на цену товара;

— маркетинговое исследование (т.е. сравнение цен на аналогичные товары, выпускаемые самим производителем или иными субъектами Беларуси, а также сравнение с экспортной альтернативой, в том числе с товарами, поставляемыми самим производителем на внешние рынки).

Сроки принятия решения согласующим органом (ч. 1 п. 4 постановления N 713):

— не более 5 рабочих дней со дня поступления документов — для товаров со сроком хранения 30 дней и менее;

— не более 10 рабочих дней — для остальных товаров.

В согласовании отпускных цен могут отказать, если (ч. 2 п. 2 постановления N 713):

— заявитель не представит документы и (или) сведения, предусмотренные регламентом админпроцедуры (далее — документы);

— в документах обнаружат неполные или недостоверные данные;

— экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на потребительский товар посчитают недостаточным.

Собственно согласованием вопрос с ценами не закрывается. Согласующий орган в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о согласовании отпускных цен (далее — решение) информирует о нем МАРТ.

Если не выполняется установленный параметр по индексу потребительских цен, МАРТ вправе внести в согласующий орган обязательное для выполнения предписание о признании решения утратившим силу. В таком случае согласующий орган выполняет это предписание и направляет производителю решение, обязывающее на дату его получения привести повышенную отпускную цену к уровню, действовавшему до повышения (ч. 2 — 4 п. 4 постановления N 713).

5. Иные новшества постановления N 713 для производителей

Помимо регулирования отпускных цен, постановлением N 713 введены запреты:

1) с 01.01.2023 — на совершение в рамках предпринимательской деятельности товарообменных операций, по которым деньги юрлицу (ИП) не поступают. В их числе названы бартер, мена, зачет, новация, отступное. При этом указанное правило не распространяется (ч. 1 п. 14 постановления N 713):

— на внешнеторговые операции;

— операции между организациями, входящими в холдинг;

— операции, согласованные в установленном порядке в ходе админпроцедуры;

2) с 19.10.2022 — на выплату вознаграждений за продвижение белорусской продукции в рознице. Так, производителям запрещено при поставке потребительских товаров организациям, торгующим в розницу, включать в договоры условия о предоставлении вознаграждений, в частности (п. 15 постановления N 713):

— в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров;

— за оказание услуг по продвижению товаров.

Допустимо только комиссионное вознаграждение при реализации в установленном порядке непродовольственных товаров.

Договоры, связанные с приобретением и реализацией потребительских товаров, которые были заключены до 19.10.2022, надо скорректировать так, чтобы в этой части они не противоречили постановлению N 713. На это отводится 10 дней (крайний срок — 28.10.2022).

Обратите внимание!
Запрет распространяется и на действия лиц, входящих с производителями в одну группу. При этом сделано исключение для участников холдингов.

Кроме того, республиканским органам госуправления, иным организациям, подчиненным Совмину, облисполкомам, Мингорисполкому предоставлено право при необходимости вносить предложения о введении мер ограничения экспорта (п. 6 постановления N 713).

К тому же уточнен срок подачи импортных статдеклараций. С 19.10.2022 их надо представлять не позднее 7 рабочих дней с момента поступления товара. По экспортным срок остался прежним — не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 1 приложения 2 к постановлению N 713).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex


Регулирование цен по новому перечню в торговле

Определены предельные максимальные надбавки импортера, оптовые и торговые надбавки (с учетом оптовой) на 370 позиций потребительских товаров, в том числе 138 позиций продовольственных товаров и 232 позиции непродовольственных (приложение 1 к постановлению N 713).

1. Импорт потребительских товаров

Импортеры (организации и ИП) формируют отпускные цены на потребительские товары, ввезенные ими на территорию Беларуси и предназначенные для реализации в Беларуси. Эти цены состоят (ч. 1 — 3 п. 5 постановления N 713):

— из контрактных цен, пересчитанных по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком на дату оприходования товара импортером;

— таможенных платежей (таможенных пошлин и сборов);

— транспортных расходов;

— иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров;

— расходов по обязательному страхованию;

— надбавки импортера, но не более установленного предельного максимального размера.

Формировать отпускные цены в указанном порядке нужно только на те потребительские товары, которые перечислены в приложении 1 к постановлению N 713.

Отпускные цены нужно подтверждать экономическими расчетами. Форма экономического расчета не установлена и определяется импортером самостоятельно. Экономические расчеты составляют и хранят на бумажных носителях и (или) в электронной форме, в том числе на материальных носителях.

Также вводится обоснование контрактной цены. Для этого должны использоваться результаты изучения конъюнктуры рынка с указанием критериев выбора товара, коммерческие и (или) финансовые условия поставки товаров. Обоснование контрактной цены является неотъемлемой частью экономических расчетов (ч. 4 п. 5 постановления N 713).

Государственный таможенный комитет организовывает мониторинг стоимости ввозимых потребительских товаров и на его основании обеспечивает представление в МАРТ еженедельно, не позднее вторника, следующего за отчетной неделей, диапазона стоимости ввозимых потребительских товаров (ч. 5 п. 5 постановления N 713).

Импортеры могут предоставлять оптовые скидки с отпускных цен в размере не более 10%. Иные скидки предоставляются в случаях и порядке, определенных законодательством о ценах и ценообразовании (абз. 3 ч. 1 п. 9 постановления N 713).

Импортеры, которые реализует ввезенные товары в своих торговых объектах, вправе применить к отпускной цене товара торговую надбавку не более предельного максимального уровня.

При реализации товаров организациям и ИП импортеры не вправе применить оптовую надбавку к отпускной цене.

Импортерам нужно пересчитать отпускные цены на остатки товаров по новым требованиям с применением надбавок импортера, не превышающих указанные в приложении 1 к постановлению N 713, в течение 5 рабочих дней (ч. 1 п. 16 постановления N 713).

Не допускается увеличение надбавок импортера, применяемых на дату вступления в силу постановления N 713 на уровне ниже, указанного в приложении 1 к постановлению N 713, до полной реализации остатков потребительских товаров, цены импортера на которые сформированы с применением таких надбавок (ч. 2 п. 16 постановления N 713).

При реализации товаров импортеры должны указывать в накладных свою отпускную цену, а если применяется скидка, то и ее вид (п. 12 постановления N 713).

2. Оптовая и розничная торговля

Организации и ИП, которые осуществляют оптовую и розничную торговлю, применяют предельные максимальные оптовые и торговые надбавки (с учетом оптовой), указанные в приложении 1 к постановлению N 713, к отпускным ценам (ч. 1 и 2 п. 11 постановления N 713):

— производителей;

— импортеров;

— субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов;

— заготовительных организаций;

— физических лиц (при приобретении у них товаров).

Нужно учитывать, что размер предельных максимальных надбавок одинаков для опта и розницы. Это значит, что опт и розница делят между собой установленный размер надбавки.

При применении предельного максимального размера торговой надбавки розничную цену нужно округлять в меньшую сторону.

 Пример

Организация розничной торговли приобрела у оптовой организации товар по цене 2,22 руб. без НДС. На этот товар установлена предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой) 25%, применяется ставка НДС 10%. Отпускная цена производителя — 2,02 руб., оптовик применил оптовую надбавку в размере 10%.

Рассчитаем сумму торговой надбавки: 2,02 руб. х 25% = 0,505 руб.

Определим сумму НДС: (2,02 руб. + 0,505 руб.) х 10 / 100 = 0,2525 руб.

Розничная цена: 2,02 руб. + 0,505 руб. + 0,2525 руб. = 2,7775 руб.

Округлим розничную цену до двух знаков после запятой в меньшую сторону, чтобы не превысить максимально допустимый размер надбавки. Розничная цена после округления составляет 2,77 руб.

Проверим, не превышен ли размер торговой надбавки.

(2,77 руб. / 1,1 / 2,02 руб. х 100 — 100) = 24,66%.

Как видим, превышения нет.

В том случае, когда производитель (импортер) предоставляет субъектам торговли скидки с отпускной цены, оптовая и (или) торговая надбавки применяются к отпускной цене производителя (импортера), уменьшенной на размер скидки. Субъекты оптовой торговли при приобретении товаров у производителей (импортеров) на условиях оптовой скидки не могут применить оптовую надбавку. Доходом оптового звена в этом случае является только оптовая скидка (ч. 2 и 3 п. 10 постановления N 55).

В случае приобретения товаров по отпускным ценам, сформированным без учета расходов по доставке, субъекты торговли (опт, розница) имеют право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен (ч. 3 п. 11 постановления N 713).

Субъекты розничной торговли реализуют потребительские непродовольственные товары, переданные им по договорам комиссии, по розничным ценам, сформированным производителем (импортером) исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1 к постановлению N 713 (ч. 4 п. 11 постановления N 713).

Опту и рознице нужно в течение 5 рабочих дней пересчитать цены на остатки товаров с применением оптовых и торговых надбавок в размерах, не превышающих указанные в приложении 1 к постановлению N 713, к цене приобретения товаров. Размер торговой надбавки в этом случае не включает оптовую надбавку (ч. 1 п. 16 постановления N 713).

Например, если товар, который имеется в остатке, был приобретен у оптовика, то розница может применить торговую надбавку, но не более предельного максимального размера, к цене оптовика.

Не допускается увеличение оптовых надбавок, торговых надбавок, применяемых на 19.10.2022 на уровне ниже, указанного в приложении 1 постановлению N 713, до полной реализации остатков потребительских товаров, цены импортера и оптовые (розничные) цены на которые сформированы с применением таких надбавок (ч. 2 п. 16 постановления N 713).

 Пример

До 19.10.2022 организация применяла на товар торговую надбавку в размере 20%, а в приложении 1 к постановлению N 713 на этот товар указана предельная торговая надбавка 25%. В этом случае не допускается увеличивать надбавку на остатки этого товара. Они реализуются по старым ценам.

Субъекты розничной торговли также не производят дооценку остатков потребительских товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент (ч. 3 п. 16 постановления N 713).

При реализации товаров субъекты торговли указывают в накладных помимо сведений, которые предусмотрены порядком заполнения этих накладных, дополнительно следующую информацию (п. 12 Инструкции N 713):

— отпускную цену, вид скидки;

— оптовую надбавку;

— иную необходимую информацию о структуре цены.

Эту информацию можно указать в графе 11 «Примечание» ТТН или на любом свободном месте раздела I «Товарный раздел» ТТН (ТН) и приложений к ним.

3. Перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте

Начиная с 10.11.2022 субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, обязаны разрабатывать и утверждать перечни товаров, обязательные к наличию для реализации в торговом объекте (п. 13, абз. 3 п. 28 постановления N 713). Кроме того, указанные перечни необходимо будет согласовать с местным исполнительным и распорядительным органом по месту расположения торгового объекта. То есть согласовать с соответствующим районным, городским исполкомом (кроме г. Минска), администрацией района г. Минска, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (п. 13 постановления N 713).

Порядок формирования такого перечня, а также его согласования будет разработан МАРТ (п. 13 постановления N 713). Полагаем, что это будет сделано в ближайшее время. По предварительно полученной информации, в частности, будут внесены изменения в постановление N 74. В перечнях, утвержденных данным постановлением, будет сделана отметка по товарам, которые будут обязательны для наличия в торговых объектах.

Отметим, что на данный момент субъекты хозяйствования обязаны разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень. Под ним понимается перечень товаров, которые должны находиться в продаже в торговом объекте постоянно или в течение определенного периода (подп. 1.5 п. 1 ст. 1 Закона о торговле).

Следовательно, в торговом объекте должны быть два перечня:

1) ассортиментный перечень товаров. Его по общему правилу согласовывать не требуется. Исключение — одна ситуация: при осуществлении на территории сельской местности розничной торговли алкогольными напитками с использованием автомагазина маршрут движения и ассортиментный перечень товаров для такого автомагазина подлежат согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом (п. 4 Положения об ассортиментном перечне товаров). Для этого предусмотрена административная процедура: подп. 8.3.1 п. 8 Единого перечня административных процедур;

2) перечень товаров, обязательных к наличию в торговом объекте. Его надо будет согласовать в порядке, который определит МАРТ. Для этого введена соответствующая административная процедура: 8.3.2. Согласование перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте (абз. 2 п. 2 приложения 2 к постановлению N 713).

Отметим, что информация, которая должна быть отражена в перечне товаров, обязательных к наличию в торговом объекте, аналогична той, что должна содержаться в ассортиментном перечне. Данные перечни должны содержать группы (подгруппы), виды товаров и количество их разновидностей (модели, размеры, иные характеристики товаров при наличии) (ч. 3 п. 3 Положения об ассортиментном перечне товаров, п. 13 постановления N 713).

Обратите внимание!
В согласовании перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, откажут в случае (ч. 2 п. 13 постановления N 713):
непредставления заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;
наличия неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;
 несоответствия перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, определенным законодательством требованиям;
наличия рисков невыполнения Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Читайте этот комментарий в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также

МАРТ и БелГИСС рассказали о новой системе регулирования цен