Рассмотрим, возлагается ли на банк функция контроля за целевым использованием денежных средств, находящихся на специальных счетах, а также обязан ли банк осуществлять проверку правомерности наложения ареста на такие денежные средства или приостановления операций по специальным счетам.

В банки зачастую поступают определения госорганов, касающиеся специальных счетов. Так, например, в банки на исполнение поступают определения областных управлений ФСЗН о приостановлении операций по специальным счетам клиентов, открытых в рамках Указа N 473.

По мнению банков, определения Управлений ФСЗН о приостановлении операций по специальным счетам, открытым для создания объекта долевого строительства в рамках Указа N 473, не подлежат исполнению, поскольку прямо противоречат положениям ч. 6 подп. 1.2 п. 1 Указа N 473.

По мнению же Управлений ФСЗН, банки обязаны исполнять постановления о приостановлении операций по специальным счетам, поскольку банк «не наделен правом оспаривания решений, принимаемых органами ФСЗН» и вся ответственность за правомерность обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, возлагается на осуществляющие взыскание уполномоченные органы и их должностных лиц.

Учитывая изложенное, возникают следующие вопросы:

— возлагается ли на банк функция контроля за целевым использованием денежных средств, находящихся на специальных счетах;

— обязан ли банк осуществлять проверку правомерности наложения ареста на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, или приостановления операций по ним?

Рассмотрим ответы на поставленные вопросы.

Нацбанк в письме от 17.07.2020 N 19-24/597 разъяснил следующее.

По договору специального счета банк обязуется открыть владельцу счета текущий (расчетный) банковский счет со специальным режимом функционирования, устанавливаемым в договоре специального счета на основании акта законодательства Республики Беларусь, в соответствии с которым специальный счет открывается. К отношениям по договору специального счета применяются правила о договоре текущего (расчетного) банковского счета, если иное не предусмотрено правилами гл. 22 БК или актом законодательства Республики Беларусь, в соответствии с которым специальный счет открывается (ст. 207-1 БК).

Банк не вправе, если иное не предусмотрено Президентом и БК, определять и контролировать направления использования денежных средств владельца счета, а также устанавливать иные ограничения его прав по распоряжению денежными средствами, не предусмотренные законом Республики Беларусь или договором текущего (расчетного) банковского счета (ч. 7 ст. 200 БК).

Таким образом, по мнению Нацбанка, функцию контроля за целевым использованием денежных средств, находящихся на специальных счетах, банк должен осуществлять только в том случае, если контроль за целевым использованием денежных средств возложен на банк законодательными актами или заключенным с клиентом договором.

Банковское законодательство не содержит норм, обязывающих банки оценивать правомерность решений уполномоченных госорганов (должностных лиц) о наложении ареста на денежные средства или о приостановлении операций плательщиков по счетам.

Нацбанк и иные госорганы не вправе требовать от банков выполнения несвойственных им контрольных и других функций (ч. 5 ст. 19 БК).

Перечни документов, на основании которых может быть наложен арест на денежные средства юридического лица и ИП, а также физического лица, не являющегося ИП, определены ст. 128 и 129 БК соответственно. Приостановление операций по счетам в банке осуществляется уполномоченными госорганами (должностными лицами), банками в случаях и порядке, определенном законодательными актами Республики Беларусь (ст. 132 БК).

Кроме того, рядом законодательных актов установлены требования об обязательности неукоснительного исполнения постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), и (или) решений (постановлений) о приостановлении операций по таким счетам, а также ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, в том числе для банков.

Так, например, предусматривается обязательность судебных постановлений (ст. 24 ГПК, ст. 27 ХПК), обязательность законных требований судебного исполнителя (ст. 7 Закона об исполнительном производстве), обязательное исполнение банком решения о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам и ответственность за его невыполнение либо ненадлежащее выполнение (п. 410 ст. 56 НК), безусловное исполнение в порядке и сроки, установленные законодательством, решений органов ФСЗН о приостановлении операций плательщика по его счетам, электронным кошелькам (ч. 2 подп. 2.1 п. 2 Указа N 40).

С учетом изложенного решения городских, районных и районных в городах отделов (секторов) областных, Минского городского управлений ФСЗН о приостановлении операций плательщика по его специальным счетам подлежат безусловному исполнению банком в порядке и сроки, установленные законодательством. При этом ответственность за правомерность вынесения таких решений несут органы (должностные лица), принявшие такие решения.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex