Учредительным документом хозяйственного общества (далее — хозобщество) является устав, утвержденный его учредителями (участниками), который определяет в том числе размер уставного фонда <*>.

Внесение изменений в устав является не редкой процедурой, с которой сталкиваются хозобщества в процессе своей деятельности. Это обусловлено трансформацией правовых и экономических условий осуществления деятельности, изменением корпоративных подходов к управлению обществом, требованиями деловых партнеров и иными причинами.

Общее собрание участников хозобщества вправе произвести изменение устава хозобщества, изменить размер уставного фонда общества <*>. Соответственно об уменьшении размера уставного фонда принимается соответствующее решение, как правило, в письменном виде.

Однако изменения в устав, в том числе в части изменения уставного фонда, подлежат государственной регистрации (далее — госрегистрация). В этой связи возникает вопрос в ситуации, когда хозобщество уменьшило размер уставного фонда, внесло изменения в устав, но не зарегистрировало их.

Проанализируем последствия отсутствия госрегистрации таких изменений.

Изменения и (или) дополнения, вносимые в устав хозобщества, подлежат госрегистрации в порядке, установленном законодательными актами, и приобретают силу для третьих лиц с момента этой регистрации, если иное не установлено законодательными актами <*>.

Зарегистрированными считаются изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (далее — юрлицо) (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), — с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их госрегистрации в ЕГР <*>.

Таким образом, несмотря на тот факт, что для внесения изменений в устав хозобщества, связанных с уменьшением размера ранее сформированного уставного фонда, законодательством не установлен срок, следует учитывать тот факт, что изменение размера уставного фонда приобретет силу для третьих лиц лишь после внесения записи о такой госрегистрации в ЕГР. Указанное позволяет сделать вывод о том, что изменения в устав юрлица будут считаться невнесенными, а уставный фонд — неизмененным.

Уменьшение размера уставного фонда имеет место в ситуации, когда хозобщество «готовится» к процедуре ликвидации или банкротства. При возникновении такой ситуации у кредиторов могут возникнуть обоснованные опасения: если госрегистрация, вызванная необходимостью уменьшения уставного фонда, не была произведена, возможно ли будет в процессе ликвидации (банкротства) зарегистрировать изменения в устав хозобщества? Следует обратить внимание, что согласно абз. 2 ч. 1 ст. 31 Закона о хозобществах в собственности хозобщества находится имущество, переданное учредителями (участниками) хозобщества в его уставный фонд в виде вкладов, и соответственно кредиторы при заявлении своих требований вправе рассчитывать на удовлетворение своих требований в том числе из числа имущества должника, которое было передано ему учредителями (участниками) в уставный фонд в виде вкладов.

Осуществление операций по банковским счетам юрлица (ИП), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются <*>. Аналогичная норма закреплена и в ч. 5 п. 1 ст. 59 ГК.

Сделками признаются действия граждан и юрлиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей <*>.

Госрегистрация изменений в устав направлена на изменение гражданских прав и обязанностей учредителей (участников) юрлица и в силу ст. 59 ГК, а также п. 10 Положения о ликвидации является запрещенной.

Таким образом, если хозобщество в соответствии с законодательством находится в процессе ликвидации, ликвидатор, учредители (участники) не вправе будут произвести госрегистрацию изменений в устав и уменьшить размер уставного фонда, даже при условии, что такое решение было принято учредителями (участниками) до принятия решения о ликвидации.

В случае открытия в отношении должника процедуры конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве также невозможно будет произвести госрегистрацию изменений в устав:

во-первых, по причине того, что со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства приостанавливаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — УП <*>;

во-вторых, по причине того, что конкурсное производство — процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов <*>.

Совершение сделок, связанных с имуществом должника, допускается только в соответствии с Законом о банкротстве <*>. Регистрация уменьшения уставного фонда в процессе банкротства не будет преследовать цели конкурсного производства, будет направлена на уменьшение размера удовлетворения требований кредиторов и являться незаконной.

В этой связи кредиторы в случае невнесения изменений в устав должником, связанных с уменьшением размера ранее сформированного уставного фонда, вправе рассчитывать на имущество, внесенное в уставный фонд должника в размере, указанном в последней зарегистрированной редакции устава.

Таким образом, формальный подход к уменьшению размера уставного фонда негативно отразится лишь на собственниках имущества, которыми оно было внесено в уставный фонд хозобщества в виде вклада.