Вопрос: Коммерческая организация, применяющая УСН, в течение одного календарного месяца предоставила другим организациям (заемщикам) более трех займов, каждый на сумму менее 15 000 базовых величин (БВ) на день заключения. В реестре микрофинансовых организаций не регистрировалась. Каковы последствия, в т.ч. по УСН, если факты отсутствия регистрации в качестве микрофинансовой организации и осуществления такой незаконной деятельности были обнаружены в ходе налоговой проверки?

Ответ: Коммерческая организация на УСН, осуществляющая деятельность по предоставлению микрозаймов без регистрации в качестве микрофинансовой организации, статус плательщика УСН не потеряет, однако в ходе проведения налоговой проверки будет привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 13.3 КоАП.

Обоснование: В первую очередь следует понимать, что микрофинансовой деятельностью признается деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 БВ на одного заемщика на день заключения договора (далее — микрозаем). Осуществлять ее могут только микрофинансовые и некоторые другие организации. Остальным юрлицам и ИП заниматься микрофинансовой деятельностью запрещено (п. 1 и 2, абз. 2 п. 6 Указа N 394).

Также напомним, что юрлицам и ИП нельзя получать займы от физлиц (одного или нескольких) более двух раз в течение календарного месяца. Это правило не касается учредителей (участников), собственников имущества, членов организаций. Они могут предоставлять займы своим организациям без ограничения суммы и количества (абз. 4 и 5 п. 4 Указа N 394).

Деятельность по получению (привлечению) в нарушение требований Указа N 394 денежных средств от физлиц, не являющихся ИП, а также микрофинансовая деятельность, осуществляемая юрлицами, не названными в п. 2 Указа N 394, и ИП, являются незаконными и запрещаются (п. 6 Указа N 394).

Следовательно, если организация не является микрофинансовой (не включена в реестр) и не является организацией, указанной в подп. 2.2 и 2.3 Указа N 394, выдала более трех займов в течение календарного месяца, сумма каждого из которых не превышает 15 000 БВ, то возникает риск применения в отношении такой организации мер административной ответственности по ч. 3 ст. 13.3 КоАП.

Справочно
Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет наложение штрафа на юрлицо в размере до 500 БВ с конфискацией до 100% суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации (ч. 3 ст. 13.3 КоАП).

Не вправе применять УСН организации, являющиеся микрофинансовыми организациями (подп. 2.3.3 ст. 324 НК).

В соответствии с п. 2 Указа N 394 к микрофинансовым организациям отнесены:

— коммерческие микрофинансовые организации — юрлица, зарегистрированные в Республике Беларусь в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия (ломбарды);

— некоммерческие микрофинансовые организации — юрлица, зарегистрированные в Республике Беларусь в организационно-правовой форме потребительского кооператива;

— юрлица, созданные в форме государственного (республиканского или коммунального) унитарного предприятия, а также хозяйственного общества, 50 и более процентов акций (долей) в уставном фонде которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, зарегистрированные в сельской местности и включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (Положение N 1108).

Необходимо понимать, что юрлицо признается микрофинансовой организацией и вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов со дня включения его Нацбанком в реестр микрофинансовых организаций (п. 3 Указа N 394).

Следовательно, тот факт, что коммерческая организация допустила нарушение норм Указа N 394 и подлежит в связи с этим административной ответственности, не означает, что такая организация утратила право на применение УСН, поскольку эта коммерческая организация не является микрофинансовой в смысле норм п. 2 и 3 Указа N 394, а факт правонарушения не придает ей правовой статус микрофинансовой организации.

Более того, следует обратить внимание на правовую конструкцию норм подп. 2.2 и 2.3 ст. 324 НК. Так, в подп. 2.2 ст. 324 НК законодатель, вводя запрет на применение УСН, исходил из вида деятельности, осуществляемого плательщиком, а в подп. 2.3 ст. 324 НК правовая конструкция запрета на применение УСН исходит из правового статуса плательщика. В рассматриваемом случае, чтобы запрет на применение УСН «сработал», у коммерческой организации должен быть именно правовой статус микрофинансовой организации, а не факт осуществления деятельности, относящейся к деятельности микрофинансовых организаций, но осуществленной с нарушением требований законодательства, а именно при отсутствии этого статуса.

Учитывая изложенное, даже нарушив требования Указа N 394, организация имеет право применять УСН.

В случаях, когда нарушение требований Указа N 394 выявляется в ходе проверки налоговых органов или органов КГК, должностные лица этих контролирующих органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 13.3 КоАП. Рассмотрение дел по ч. 3 ст. 13.3 КоАП отнесено к компетенции суда, поэтому протокол об административном правонарушении по данному факту будет рассматриваться судом, который и будет устанавливать наличие или отсутствие факта нарушения требований Указа N 394 (п. 3 и 9 ст. 3.30 ч. 1 ПИКоАП).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex