Многие граждане Украины, переехавшие в Беларусь, желают устроиться на работу в нашей стране. В ряде случаев наниматели заинтересованы в приеме таких граждан на работу. Рассмотрим, что нужно учесть в ситуации, когда на имеющуюся в организации вакансию откликнулся гражданин Украины.

1. Режимы пребывания

На порядок трудоустройства гражданина Украины в Республике Беларусь влияет режим пребывания данного лица в нашей стране. Гражданин Украины может быть:

постоянно проживающим в Республике Беларусь. Это лицо, получившее разрешение на постоянное проживание и вид на жительство, который подтверждает получение разрешения и удостоверяет личность гражданина (абз. 3 и 14 ст. 1 Закона N 105-З, абз. 3 ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа о документировании);

временно проживающим в Республике Беларусь. Это лицо, получившее разрешение на временное проживание. Такое разрешение оформляют в документе для выезда за границу или на оборотной стороне вкладыша к данному документу вклеивают марку «Дазвол на часовае пражыванне» по установленной форме. Документ для выезда за границу удостоверяет личность временно проживающего гражданина Украины (ч. 2 п. 18 Правил пребывания иностранцев, абз. 6 ст. 1, ч. 4 ст. 48, ч. 1 ст. 52 Закона N 105-З). В отдельных случаях для удостоверения личности могут быть использованы иные документы (ч. 2 ст. 52 Закона N 105-З). Документом для выезда за границу для граждан Украины является, как правило, паспорт гражданина Украины для выезда за границу.

Примечание
По общему правилу разрешение на временное проживание предоставляют на срок до 1 года в зависимости от основания его получения гражданином Украины и срока действия документа для выезда за границу (п. 12.6 Перечня N 200);

временно пребывающим в Республике Беларусь. Это лицо, не имеющее разрешения на временное/постоянное проживание. Документом, удостоверяющим личность временно пребывающего гражданина Украины, является документ для выезда за границу (абз. 5 ст. 1, ст. 52 Закона N 105-З).

В отличие от общих правил, действующих для временно пребывающих иностранцев, граждане Украины (ч. 1 и 2 ст. 39 Закона N 105-З, п. 3 — 5 ст. 1 Соглашения от 12.06.2009, п. 10 Правил пребывания иностранцев):

— пользуются безвизовым режимом въезда в Республику Беларусь;

— освобождаются от регистрации до 30 дней с даты въезда на территорию Беларуси при наличии миграционной карты с отметкой органа пограничной службы Республики Беларусь, проставленной при въезде. Если период пребывания гражданина Украины превышает 30 дней, такое лицо должно быть зарегистрировано. Регистрация осуществляется в МИД или подразделении по гражданству и миграции по месту фактического временного пребывания;

— вправе пребывать в нашей стране до 90 суток. При этом в расчет принимается время нахождения в течение 180 дней с даты первого въезда, а не в течение календарного года. В пределах вышеуказанного срока количество посещений законодательством не ограничено.

Пример
Гражданин Украины въехал в Республику Беларусь 17.03.2022. В течение 180 дней с этой даты он может многократно въезжать и выезжать из Беларуси, но в общей сложности может находиться на территории нашей страны до 90 суток.

Отдельные граждане Украины могут ходатайствовать о предоставлении им статуса беженца, дополнительной защиты в Республике Беларусь. При наличии оснований они получают такой статус (защиту). Это, в свою очередь, влияет на объем их прав в сфере трудоустройства. В подтверждение соответствующих фактов предъявляются следующие документы (абз. 12, 13 и 17 ст. 2, ч. 3 ст. 41, ч. 1 — 3 ст. 56 Закона N 354-З, п. 1 и 3 описания удостоверения беженца):

— свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь. Оно подтверждает личность иностранца, ходатайствующего о защите, и представляет собой ламинированную карточку с фотографией;

— свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь. Оно подтверждает личность иностранца, которому предоставлена дополнительная защита, и также представляет собой ламинированную карточку с фотографией;

— удостоверение беженца. Оно удостоверяет личность иностранца, которому предоставлен статус беженца, и представляет собой прошитую обрезную книжку в обложке светло-синего цвета.

В некоторых случаях иностранным гражданам предоставляется убежище в Республике Беларусь. Таким лицам выдают разрешения на временное/постоянное проживание (ст. 25 — 27 Закона N 354-З).

2. Порядок трудоустройства

Порядок трудоустройства гражданина Украины в Республике Беларусь зависит от режима его пребывания.

2.1. Трудоустройство лица, имеющего разрешение на постоянное проживание

Постоянно проживающий в Республике Беларусь гражданин Украины имеет право работать по найму наравне с гражданами Республики Беларусь. Ограничение действует только на занятие должностей, назначение на которые связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Например, он не может быть нотариусом (ч. 1 ст. 11 Закона N 105-З, п. 1 ст. 10 Закона о нотариате).

Лица, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища, а также лица, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище, имеют право на трудоустройство наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь (абз. 18 ст. 2, абз. 18 ст. 20, абз. 7 ч. 1 ст. 23, абз. 16 ст. 26, абз. 8 ч. 1 ст. 34 Закона N 354-З).

2.2. Трудоустройство лица, не имеющего разрешения на постоянное проживание

В рассматриваемом случае таким лицом является временно пребывающий или временно проживающий гражданин Украины. Прием его на работу возможен при одновременном выполнении следующих условий (ст. 23, ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 29 Закона N 225-З, ч. 1 п. 1 ст. 3 Соглашения от 17.07.1995):

— отсутствие подходящих кандидатур на имеющуюся вакансию среди граждан Республики Беларусь и иностранцев, постоянно проживающих в нашей стране;

— получение гражданином Украины специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее — спецразрешение) и заключение трудового договора с нанимателем Республики Беларусь.

Поэтому до заключения трудового договора с таким гражданином нанимателю необходимо:

— предпринять меры по поиску подходящих кандидатур среди приоритетной категории лиц. Причем наниматель не только самостоятельно осуществляет поиск кандидатов, но и должен в течение 5 дней со дня образования вакансии письменно уведомить орган занятости о наличии вакансии (абз. 9 ч. 1 ст. 21 Закона N 125-З). Для этого наниматель направляет туда сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий).

Примечание
Полагаем, что на подбор подходящих кандидатов в зависимости от вакансии и срочности ее заполнения целесообразно предусмотреть 1 — 2 недели с момента направления сведений о вакансии в орган занятости. Вместе с тем отметим, что законодательством не установлен какой-либо срок для ожидания закрытия вакансии приоритетной категорией лиц;

— обратиться за выдачей иностранцу спецразрешения. Несмотря на то что спецразрешение выдается иностранцу, с заявлением о его выдаче обращается наниматель (ч. 1 ст. 29 Закона N 225-З).

Примечание
Если гражданин Украины уже имеет спецразрешение, т.к. уже работает у нанимателя Республики Беларусь, то для приема на работу по внешнему совместительству (к другому нанимателю) необходимо также получить спецразрешение (ч. 1 ст. 343 ТК, ч. 5 ст. 29 Закона N 225-З).

Для получения спецразрешения в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома или УВД облисполкома по месту госрегистрации нанимателя последним подается заявление по установленной форме. В нем следует указать, какие меры по трудоустройству приоритетной категории лиц были предприняты. К заявлению нужно приложить необходимые документы и документ об уплате госпошлины в размере 5 БВ (п. 16.7 Перечня N 156, п. 21 приложения 21 к НК).

От уплаты госпошлины за выдачу спецразрешений освобождены (абз. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа N 420, п. 16.7 Перечня N 156):

— наниматели, привлекающие на работу граждан Украины, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее года и прибывших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное проживание (далее — граждане Украины из областей). Срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) спецразрешений этим лицам по сравнению с иными иностранцами сокращен: он не может превышать 5 рабочих дней (по общему правилу — 15 дней);

— инвесторы и (или) организации, в установленном порядке созданные в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, после заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (далее — инвесторы).

Примечание
Спецразрешение выдается сроком на 1 год, а в отношении высококвалифицированных работников — на 2 года. При этом не имеет значения, какой режим пребывания имеет гражданин Украины: является он временно пребывающим или временно проживающим (п. 16.7 Перечня N 156).
Если наниматель трудоустраивает временно пребывающего в Республике Беларусь гражданина Украины, то после получения спецразрешения и заключения трудового договора гражданин Украины сможет обратиться за получением разрешения на временное проживание. Это позволит ему претендовать на более длительное нахождение на территории Республики Беларусь и, соответственно, на трудоустройство на более длительный срок (абз. 4, 5 ч. 1, ч. 9 ст. 48 Закона N 105-З).

Если у нанимателя трудятся 10 иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание, и наниматель намерен принять на работу еще одного или более таких лиц, то до получения спецразрешения на указанное лицо наниматель обязан получить разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее — разрешение) (ч. 1 ст. 26 Закона N 225-З). Трудоустройство до 10 таких лиц (включительно) может производиться без разрешения.

Примечание
В указанное количество не включают:
— высококвалифицированных работников;
— иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой
организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).

Разрешение выдает Департамент по гражданству и миграции МВД по установленной форме. Для его получения наниматель должен подать заявление, к которому следует приложить необходимые документы и документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 5 БВ (п. 16.9 Перечня N 156, п. 23 приложения 21 к НК).

От уплаты госпошлины освобождены (абз. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа N 420, п. 16.9 Перечня N 156):

— наниматели, привлекающие на работу граждан Украины из областей;

— инвесторы.

Им разрешение выдается бесплатно.

Законодательством предусмотрены категории иностранцев и случаи, в отношении которых и когда соответственно разрешение и спецразрешение вообще получать не нужно (см. таблицу).

Таблица

Не получают
Разрешение и спецразрешение Спецразрешение
в отношении лиц, не подпадающих под действие Закона N 225-З (ч. 2 ст. 2 Закона N 225-З) в отношении граждан Украины — руководителей организаций, собственниками имущества, в том числе имущественных комплексов, которых являются Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы (ч. 2 п. 1 ст. 3 Соглашения от 17.07.1995)
в отношении граждан Украины (подп. 5.7 п. 5 Декрета N 7):

— являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов;

— отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности

резиденты ПВТ (ч. 1 и 2 п. 47 Положения N 12). Им достаточно письменно в течение 3 рабочих дней с даты заключения трудового договора (контракта) уведомить подразделение по гражданству и миграции по месту жительства (пребывания) работника — гражданина Украины о заключении с ним трудового договора (ч. 3 п. 47 Положения N 12)

Примечание
Гражданину Украины, имеющему разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, не нужно получать спецразрешение. Для использования труда таких лиц (независимо от их количества) нанимателю не требуется получать разрешение.

3. Особенности оформления на работу

Граждане Украины, как и граждане Республики Беларусь, для заключения трудового договора должны предъявить необходимые документы (ст. 26 ТК). Существуют определенные особенности представления некоторых из них.

1. Граждане Украины (независимо от режима пребывания в нашей стране), как и иные иностранцы, не подлежат воинскому учету в Республике Беларусь, т.к. на них не распространяется воинская обязанность. Поэтому им не нужно предъявлять документы воинского учета (ч. 2 ст. 4 Закона о воинской обязанности, п. 3 Положения о воинском учете, абз. 2 п. 36 Положения о воинском учете).

2. Если гражданин Украины предъявил трудовую книжку, выданную в Украине, либо поступает на работу впервые, наниматель оформляет ему трудовую книжку установленного образца (п. 3 постановления N 40).

Если гражданин Украины представляет трудовую книжку, выданную ему в период существования СССР (образца 1938 года или образца 1973 года), либо трудовую книжку Республики Беларусь образца 1993 или 1995 года, выданную ему при работе у других нанимателей в Беларуси, то наниматель вносит записи в такую книжку.

3. В Беларуси признаются (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, выданные в Украине. Однако эти документы нужно представить с переводом на белорусский или русский язык, заверенным в порядке, установленном в государстве, на территории которого гражданин Украины проживает постоянно и с территории которого мигрирует в другое государство (как правило, это Украина) (абз. 6, 7 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Соглашения от 15.04.1994, ст. 5 Соглашения от 17.07.1995).

По общему правилу граждане Украины должны пройти установленную процедуру признания документов об образовании, выданных учреждениями образования, иными организациями Украины. Ее осуществляет Минобразования на основании письменного заявления на русском или белорусском языке, поданного обладателем иностранного документа об образовании в ГУО «Республиканский институт высшей школы» (ст. 102 Кодекса об образовании, ч. 1 п. 2, п. 3 Положения N 981).

Примечание
Граждан Украины из областей наниматели вправе принимать на работу без прохождения этой процедуры (абз. 3 подп. 1.2 п. 1 Указа N 420).

4. Иностранцы, в том числе граждане Украины, работающие в нашей стране, подлежат обязательному государственному соцстрахованию на тех же условиях, что и граждане Республики Беларусь (абз. 7 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона N 118-З).

Если гражданин Украины впервые поступает на работу в нашей стране, то нанимателю нужно оформить ему страховое свидетельство (абз. 6 ст. 1, ч. 1 и абз. 3 ч. 2 ст. 10 Закона о персонифицированном учете). Для этого, а также для открытия индивидуального лицевого счета он должен в течение 5 рабочих дней со дня принятия гражданина Украины на работу подать в ФСЗН форму ПУ-1 (тип формы — регистрация) (ч. 1 п. 8, ч. 1 п. 14 Правил N 837 п. 5 Инструкции о заполнении форм ДПУ).

Также наниматель должен представить в ФСЗН форму ПУ-2 со сведениями о приеме на работу гражданина Украины. Заполняется она так же, как и по любому другому работнику (п. 9 Правил N 837, п. 10 Инструкции о заполнении форм ДПУ). Подать форму ПУ-2 по общему правилу нужно не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором работник принят на работу (ч. 1 п. 15, п. 20-1 Правил N 837).

5. С гражданами Украины, имеющими разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также с лицами, которые в трудовых правах приравнены к ним, трудовой договор заключается с учетом тех же требований, что и с гражданами Республики Беларусь (абз. 2 и 3 ч. 2 ст. 2 Закона N 225-З, гл. 2 ТК).

Что касается иных категорий граждан Украины, то в трудовом договоре, заключаемом на территории Республики Беларусь, помимо обязательных сведений и условий, также должны быть указаны (ч. 2 ст. 19 ТК, ч. 1, 2 ст. 32 Закона N 225-З, ст. 6 Соглашения от 15.04.1994, ч. 3 ст. 7 Соглашения от 17.07.1995):

— порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;

— условия переезда в Беларусь, питания, проживания, медобслуживания работника.

По общему правилу трудовой договор с иностранным гражданином, не имеющим разрешения на постоянное проживание, заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языках, а также на родном или ином понятном для такого лица языке (ч. 4 ст. 32 Закона N 225-З, ч. 2 ст. 7 Соглашения от 17.07.1995, ст. 17 Конституции Республики Беларусь). Как правило, граждане Украины владеют русским языком. В таком случае трудовой договор с ними может быть заключен на русском языке.

Срок трудового договора с гражданином Украины, которому выдано спецразрешение, не должен превышать срока действия спецразрешения (ч. 3 ст. 32 Закона N 225-З). Значит, наниматель обязан заключить с ним срочный трудовой договор. Если в дальнейшем срок действия спецразрешения будет продлен, наниматель и работник смогут изменить срок действия трудового договора, заключив к нему допсоглашение.

В месячный срок со дня заключения трудового договора наниматель должен зарегистрировать его в подразделении по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома или УВД облисполкома (абз. 6 ч. 2 ст. 36 Закона N 225-З).

Обратите внимание!
За осуществление юрлицом, ИП или иным физлицом предпринимательской или иной деятельности с использованием труда иностранного гражданина с нарушением установленного порядка предусмотрена административная ответственность (ч. 7 ст. 24.35 КоАП).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex