Право на труд гарантировано всем гражданам Республики Беларусь, в том числе инвалидам <*>. При этом прием на работу таких работников имеет определенные особенности.

Итак, к нанимателю пришел трудоустраиваться инвалид. Рассмотрим алгоритм действий при приеме на работу такого сотрудника.

Получаем необходимые документы

При приеме на работу инвалида наниматель обязан потребовать, а инвалид предъявить следующие документы, необходимые для заключения трудового договора <*>:

1) документ, удостоверяющий личность. Как правило, это паспорт. Его должен иметь каждый гражданин, достигший 14 лет;

2) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

Внимание!
При приеме от граждан военных билетов им выдаются расписки установленной формы <*>.

3) трудовую книжку. Если инвалид впервые поступает на работу или трудоустраивается в качестве совместителя, то ее предъявлять не требуется;

Внимание!
Принимая трудовую книжку, наниматель делает запись в книге учета движения трудовых книжек. Также он выдает работнику расписку о принятии трудовой книжки. Расписка составляется в произвольной форме. Работник ставит подпись в книге учета о получении такого документа <*>.

4) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы. Например, это может быть диплом о высшем образовании по специальности «Экономика и управление на предприятии», который подтвердит право инвалида на занятие должности бухгалтера <*>;

На заметку
Если документ об образовании вызывает сомнения в подлинности, наниматель обязан направить запрос в Минобразования с просьбой подтвердить факт его выдачи конкретному лицу <*>.

5) направление на работу в счет брони (если оно выдано инвалиду);

Риски
В случае необоснованного отказа инвалиду, направленному на работу в счет брони, в заключении трудового договора (контракта) на нанимателя может быть наложен штраф в размере от 20 до 50 базовых величин <*>.

6) ИПРИ. Она составляется по результатам медико-социальной экспертизы гражданина <*>.

В соответствии с ИПРИ инвалиду создаются необходимые условия труда и отдыха <*>. При этом, даже если работник обращается к нанимателю с просьбой не устанавливать ему рекомендованные условия и характер работы, наниматель не вправе удовлетворить такую просьбу. Другими словами, наниматель обязан создать условия работы, полностью соответствующие ИПРИ <*>;

Пример
Согласно ИПРИ инвалиду должна быть установлена неполная рабочая неделя с дополнительным выходным днем в среду. В своем заявлении о приеме на работу инвалид попросил нанимателя установить ему полную рабочую неделю. Просьба работника не подлежит удовлетворению, так как она противоречит ИПРИ. Наниматель может принять инвалида на работу только на условиях, указанных в ИПРИ.

На заметку
Для стимулирования занятости людей с инвалидностью государство гарантирует нанимателям компенсацию расходов на создание рабочих мест (в том числе специализированных) и их сохранение, финансирование мероприятий по адаптации работников-инвалидов к трудовой деятельности <*>.

7) медицинскую справку о состоянии здоровья после прохождения обязательного предварительного медосмотра (см. шаг 2);

8) страховое свидетельство, за исключением случая приема на работу впервые.

 О том, какие еще документы можно потребовать от инвалида, а также как правильно оформить его прием,
читайте в ilex.