Совместительство — выполнение работником в свободное от основной работы время на условиях другого трудового договора оплачиваемой работы у того же нанимателя (внутреннее совместительство) или у другого (других) (внешнее совместительство). Рассмотрим, какие действия необходимо совершить при приеме на работу внутреннего или внешнего совместителя.

Получаем необходимые документы

При приеме на работу наниматель обязан потребовать документы, необходимые в соответствии с законодательством для заключения трудового договора <*>.

Вместе с тем состав необходимых документов при приеме на работу на условиях совместительства зависит от того, какой совместитель трудоустраивается — внутренний или внешний.

Если гражданина принимают на работу на условиях внутреннего совместительства, то все необходимые документы для заключения трудового договора, как правило, у нанимателя уже имеются. Ведь работник предъявлял их при устройстве на основную работу.

При приеме на работу по внешнему совместительству работник обязан предъявить <*>:

— документ, удостоверяющий личность, например паспорт;

— документ об образовании или документ об обучении (при приеме на работу, требующую специальных знаний);

— справку о характере и условиях труда по основному месту работы (при приеме на тяжелую работу или работу с вредными и (или) опасными условиями труда).

Приведенный перечень документов исчерпывающий. Однако согласно законодательству при заключении трудового договора (в том числе по совместительству) гражданин обязан предъявить и такие документы, как <*>:

— ИПРИ (для инвалидов);

— страховое свидетельство;

— медсправка о состоянии здоровья.

Кроме того, наниматель вправе затребовать характеристику с предыдущих мест работы совместителя <*>.

Внимание!
Трудовую книжку совместителю предъявлять не нужно. Также не требуется представлять и проверять документы воинского учета. Ведь он ведется по месту основной работы <*>. Согласие нанимателя по месту основной работы для работы по совместительству по общему правилу также не нужно <*>.

Работа по совместительству выполняется в свободное от основной работы время <*>. Это значит, что режимы рабочего времени по месту основной работы и работы по совместительству не должны совпадать. При внутреннем совместительстве проблем с этим быть не должно, ведь наниматель в курсе режима рабочего времени своих «основных» работников, а значит, и того работника, которого он принимает на условиях внутреннего совместительства. А вот при приеме на работу внешнего совместителя нанимателю желательно попросить работника представить с места основной работы соответствующий документ, в котором прописан режим его рабочего времени, например справку о режиме работы. В противном случае придется поверить работнику на слово.

Напомним, что заявление о приеме на работу не отнесено к документам, которые необходимы при трудоустройстве <*>. Однако его написание совместителем противоречить законодательству не будет. К тому же таким образом он письменно подтвердит свое желание вступить в трудовые отношения на условиях совместительства с данным нанимателем.

Заключаем трудовой договор

С совместителем, как и с основным работником, нужно заключить трудовой договор в письменной форме. Трудовой договор необходимо составить в двух экземплярах:
один — для нанимателя, второй — для совместителя. Каждая из сторон должна его подписать <*>.

Содержание и условия трудового договора стороны определяют по своему соглашению. При этом должны быть соблюдены требования, предусмотренные ТК <*>. Законодательством закреплен перечень сведений и условий, которые в обязательном порядке необходимо прописать в трудовом договоре. Если с совместителем заключается контракт, то в него понадобится включить дополнительные сведения.

Помимо предусмотренных по общему правилу условий трудовой договор с совместителем должен содержать сведения:

— о том, что работа является совместительством <*>;

— работе с неполным рабочим временем <*>. Напомним, что при приеме на работу по совместительству наниматель обязан установить неполное рабочее время <*>. При этом по общему правилу продолжительность рабочего времени, устанавливаемого совместителям, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени <*>. Таким образом, совместитель может работать не более 20 часов в неделю при полной норме и не более 17,5 часа — при сокращенной;

— режиме труда и отдыха, т.к. в отношении совместителя он будет отличаться от общих правил, установленных у нанимателя <*>.

Совместителю можно установить предварительное испытание. Причем не важно, является совместитель внутренним или внешним. Данное условие обязательно нужно включить в трудовой договор. В противном случае будет считаться, что работник принят на работу без предварительного испытания. И не имеет значения, что при этом условие о предварительном испытании будет прописано в приказе о приеме на работу. Это обусловлено тем, что при трудоустройстве трудовой договор является первичным документом <*>.

Подсказка
При заключении трудового договора с совместителем нельзя забывать об ограничениях работы по совместительству <*>. Например, законодательство запрещает принимать на работу по совместительству несовершеннолетних.

Ознакомляем работника с ЛПА и проводим вводный инструктаж по охране труда

Принимая на работу совместителя, наниматель обязан в том числе <*>:

— разъяснить работнику его права и обязанности;

— ознакомить под подпись с порученной работой, условиями и оплатой труда;

— ознакомить под подпись с ЛПА, действующими в организации и непосредственно связанными с его трудовой деятельностью (колдоговором, ПВТР, должностной (рабочей) инструкцией, инструкцией по охране труда и т.д.). Если совместитель внутренний, с некоторыми из этих документов он может быть уже ознакомлен. Второй раз ознакомлять его с ними, на наш взгляд, не обязательно.

При приеме на работу работника, в том числе совместителя, наниматель обязан провести с ним вводный инструктаж по охране труда <*>.

На заметку
До начала работы с принятым на работу совместителем также необходимо провести первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте <*>.

Издаем приказ о приеме на работу и ознакомляем с ним работника

Прием на работу оформляется приказом или распоряжением нанимателя (далее — приказ) <*>. Для оформления приказа можно воспользоваться рекомендованной формой. Также следует помнить, что при составлении приказа необходимо соблюдать требования правил делопроизводства, предусмотренные Инструкцией по делопроизводству, СТБ 6.38-2016.

В приказе о приеме на работу необходимо прописать, что работник принимается на работу по совместительству.

На заметку
Приказ о приеме на работу относится к приказам по личному составу. Его регистрационный номер дополняется литерой «к», т.к. срок хранения такого приказа в организации составляет 75 лет <*>.

После оформления приказа с ним под подпись необходимо ознакомить работника, принятого на работу по совместительству <*>. Сделать это можно как в самом приказе, так и в листе ознакомления, который обычно составляют, если ознакомить с приказом нужно нескольких работников.

Совершаем иные кадровые действия

Помимо перечисленных наниматель совершает еще ряд действий, а именно:

1) формирует личное дело работника (при необходимости). Напомним, что личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, госслужащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством <*>.

Так, при приеме на работу внешнего совместителя личное дело на него заводится в общем порядке. Что касается принимаемого на работу внутреннего совместителя, то в данном случае возможно два варианта развития событий в зависимости от того, сформировано на него личное дело как на основного работника или нет:

— нанимателем сформировано личное дело. Заводить еще одно личное дело уже как на совместителя в этом случае, на наш взгляд, не нужно. Ведь ведение двух и более личных дел одним и тем же нанимателем на одного и того же работника действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, полагаем, в данном случае документы по совместительству можно подшить в личное дело, сформированное по основной работе;

— личное дело не сформировано. Это возможно, к примеру, если по месту основной работы работник работает по рабочей профессии. При приеме такого работника на работу по совместительству (например, в качестве специалиста) личное дело на него завести нужно;

2) вносит при наличии желания внутреннего совместителя в его трудовую книжку запись о работе по совместительству <*>.

Внимание!
Запись в трудовую книжку о работе по совместительству работнику, работающему на условиях внешнего совместительства, вносит наниматель по месту его основной работы <*>. Для этого работник должен представить ему документ, подтверждающий работу по внешнему совместительству. Им может быть справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по внешнему совместительству <*>.

Форма, в которой совместитель должен выразить свое желание внести в трудовую книжку запись о работе по совместительству, законодательством не закреплена. Следовательно, оно может быть как устным, так и письменным. Последний вариант предпочтительнее;

3) заводит личную карточку (если они ведутся в организации);

4) заполняет и подает форму ПУ-2, содержащую сведения о приеме на работу совместителя. Напомним, что с 01.07.2019 форма ПУ-2 подается по новым правилам и в новом виде. Теперь в ней нужно отражать сведения о приеме на работу не только по внешнему совместительству, но и по внутреннему.

Подать форму ПУ-2 необходимо не позднее 10-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором совместитель принят на работу <*>. К примеру, он принят на работу в сентябре, форму ПУ-2 на него надо представить не позднее 10 октября.

Внимание!
Если по состоянию на 01.07.2019 в организации работают внутренние совместители, принятые на работу по внутреннему совместительству до 01.07.2019, то по ним не позднее 10.10.2019 необходимо представить форму ПУ-2 за III квартал 2019 года. Для этого в форме ПУ-2 понадобится заполнить только раздел 3, в котором помимо кода должности нужно указать:
— дату приема на работу — 01.07.2019;
фактические дату и номер приказа о приеме на работу на условиях внутреннего совместительства (например, 02.04.2018 N 33-к).
Если работники были приняты на работу по внутреннему совместительству и уволены с нее до 01.07.2019, то форму ПУ-2 за III квартал 2019 года по таким совместителям подавать не нужно.

Пример

Ситуация 1. В организации трудится работник. С 01.02.2019 он принят на работу на условиях внутреннего совместительства (приказ от 01.02.2019 N 16-к). По состоянию на 01.07.2019 продолжает работать и как основной работник, и как внутренний совместитель. За III квартал 2019 года в форме ПУ-2 в разделе 3 следует отразить следующую информацию:

Код должности служащего, профессии рабочего по Общегосударственному классификатору ОКРБ 014-2017 «Занятия» Сведения о приеме на работу Сведения об увольнении с работы
дата приема на работу дата приказа N приказа дата увольнения с работы код основания увольне-ния с работы дата приказа N приказа
ХХХХ-ХХХ-ХХ-Х-ХХ

 

01.07.2019 01.02.2019 16-к

Разделы 1 и 2 формы ПУ-2 в данном случае не заполняются.

Ситуация 2. В организации трудится работник. С 08.07.2019 он принят на работу на условиях внутреннего совместительства (приказ от 08.07.2019 N 29-к). Продолжает работать и как основной работник, и как внутренний совместитель. За III квартал 2019 года в форме ПУ-2 в разделе 3 следует отразить следующую информацию:

Код должности служащего, профессии рабочего по Общегосударственному классификатору ОКРБ 014-2017 «Занятия» Сведения о приеме на работу Сведения об увольнении с работы
дата приема на работу дата приказа N приказа дата увольнения с работы код основания увольне-ния с работы дата приказа N приказа
ХХХХ-ХХХ-ХХ-Х-ХХ

 

08.07.2019 08.07.2019 29-к

Разделы 1 и 2 формы ПУ-2 в данном случае не заполняются. В разделе 3 формы ПУ-2 указываются фактические дата приема на работу, дата и номер приказа о приеме на работу.

Ситуация 3. В организацию с 08.07.2019 (приказ о приеме на работу от 08.07.2019 N 29-к) на должность бухгалтера принят работник на условиях внешнего совместительства с заключением контракта. Форма ПУ-2 за III квартал 2019 года по данному работнику заполняется следующим образом:

Раздел 1:

Сведения о приеме на работу Сведения об увольнении с работы
дата приема на работу дата приказа N приказа код работы по совместительству дата увольнения с работы код основания увольнения с работы дата приказа N приказа
08.07.2019 08.07.2019 29-к 1

Раздел 2:

Код должности служащего, профессии рабочего по Общегосударственному классификатору ОКРБ 014-2017 «Занятия» Основание Присвоение квалификационной категории
дата приказа N приказа дата приема, перевода код вида трудового договора дата приказа N приказа дата присвоения
2411-003-02-3-00 08.07.2019 29-к 08.07.2019 01

Раздел 3 не заполняется.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex