Временный работник — это лицо, с которым заключен трудовой договор сроком до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), — до четырех месяцев <*>.

Если в вашу организацию работник придет устраиваться на временную работу, то кадровику (иному уполномоченному должностному лицу) необходимо будет учесть некоторые особенности трудоустройства данной категории работников. Сделать все правильно поможет алгоритм действий.

Шаг 1. Принимаем документы

При приеме на работу временного работника необходимо получить от него следующие документы <*>:

1) документ, удостоверяющий личность, например паспорт гражданина Республики Беларусь;

2) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу), в частности военный билет.

Принимая военный билет, следует выдать расписку <*>;

3) трудовую книжку (за исключением совместителей и впервые принимаемых на работу).

На заметку
Если работник устраивается на временную работу по совместительству (т.е. работая где-то по основному месту работы), то трудовую книжку он предъявлять не обязан. Запись в нее сведений о работе по совместительству производится нанимателем по желанию работника по месту его основной работы <*>.

Принимая трудовую книжку, наниматель выдает работнику соответствующую расписку. Она составляется в произвольной форме с указанием реквизитов нанимателя. Далее наниматель делает запись о приеме трудовой книжки на учет и о выдаче расписки в книге учета движения трудовых книжек, в которой работник ставит подпись <*>.

Подсказка
Принимая временного работника на руководящую должность, следует проверить, по какому основанию он был уволен с предыдущего места работы. Если он уволен по дискредитирующему обстоятельству и с момента такого увольнения прошло менее пяти лет, то трудоустройство потребуется согласовать с председателем исполкома по месту нахождения нанимателя <*>.
Для этого нанимателю придется подать письменное мотивированное ходатайство и приложить к нему характеристики с предыдущих мест работы за последние пять лет. В течение пяти рабочих дней со дня представления документов председатель исполкома согласовывает трудоустройство или мотивированно отказывает в этом <*>;

4) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы.

Для различных должностей (профессий) согласно квалификационным требованиям, содержащимся в ЕКСД (ЕТКС), необходимо наличие определенного уровня образования (обучения). В этом случае временный работник должен предъявить соответствующий документ;

5) направление на работу в счет брони (для некоторых категорий граждан).

На заметку
Наниматели по общему правилу должны уведомлять органы занятости о наличии вакансий в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда (например, временного характера работы) и размера его оплаты. Органы занятости могут предложить некоторым категориям безработных временную работу, если невозможно предоставить им другую подходящую работу. Если такие граждане признаются особо нуждающимися в социальной защите и не способными на равных условиях конкурировать на рынке труда, органы занятости могут им выдать направление на временную работу в счет брони <*>;

6) индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПРИ) (для инвалидов).

На заметку
Если работнику согласно ИПРИ должно быть установлено неполное рабочее время, то наниматель обязан его установить независимо от желания работника (даже если последний не согласен) <*>.
Также инвалидам I и II группы законодательством гарантирована сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 35 часов в неделю и 7 часов в день <*>;

7) декларацию о доходах и имуществе.

Ее должны представлять только определенные категории лиц;

8) страховое свидетельство (если работник принимается на работу не впервые);

9) медсправку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Перед приемом на работу отдельных категорий работников наниматель должен организовать проведение предварительного медосмотра <*>.

Кроме вышеперечисленных документов наниматели могут запрашивать характеристику работника с предыдущих мест работы. Предыдущие наниматели обязаны предоставить ее в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса <*>.

Также наниматель может попросить временного работника написать заявление о приеме на работу. Несмотря на то что такое заявление не отнесено к документам, которые работник обязан представить, его написание не противоречит нормам законодательства Республики Беларусь.

При обнаружении несовпадений данных в представленных документах (например, фамилии в дипломе об образовании и фамилии в паспорте) наниматель может предложить работнику представить дополнительные документы, например свидетельство о заключении или расторжении брака, свидетельство о перемене имени и т.д.

Внимание!
Нельзя требовать от принимаемого работника документы, не предусмотренные законодательством <*>.
Прием на работу без необходимых документов может послужить основанием для прекращения срочного трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон <*>.

А каким должен быть следующий шаг?