Разработчик из Польши Питер Мезик  рассказал о том, как приложения «подсаживают на себя» людей, используя схему «мотивация – действие – триггер».

Кажется, что посещение приложений – это результат нашей воли. Но  верно это лишь отчасти: стремление человека открывать приложение закладывается уже на этапе разработки сервиса. И такой «поведенческий» дизайн действительно работает, потому что создатели добавляют в свои программы множество элементов, которые «цепляют» внимание пользователя, даже вызывают зависимость. Мезик отмечает, что «успех приложения часто измеряется тем, насколько оно привносит новую привычку».

«Обезболивающие» и «добавки»

Именно такие типы приложений популярны сегодня.

«Обезболивающие» не несут какой-либо практической ценности – они просто интересные, забавные. Такие сервисы работают как обезболивающие таблетки – отвлекают от проблемы. А так как у пользователя, который открывает это приложение, нет никакой цели, то зависимость развивается еще быстрее.

«Добавки», напротив, более практичные. Это приложения, которые помогают решать конкретные задачи (например, планировать  день или подсчитывать  расходы), ускоряют и облегчают работу – делают жизнь проще, иными словами. В эту категорию также попадают приложения банков, сервисы-переводчики, сервисы, информирующие о пробках на дорогах.

Источник: pixabay.com

«Три кита» зависимости

Чтобы манипулировать пользователем, нужно соблюсти три пункта – учесть мотивацию, действие и триггер. Эту модель разработали не создатели приложений – ее сформулировал  профессор психологии Брайан Джеффри Фогг из Стэнфордского университета. Что же она значит?

Мотивация – это то, что подтолкнет пользователя открыть приложение. Например, нам не хочется упускать мировые новости – и мы открываем новостное приложение. То же самое можно сказать и об обновлениях друзей в соцсетях.

Действие – это то, что должно увлечь пользователя взаимодействием с приложением. Яркий пример – кнопка «Нравится» под фото и постами. Разработчики делают все для того, чтобы эта кнопка была максимально доступна и ничто не мешало ее нажать.

Триггер – это событие, которое нас «затягивает». Например, вибрация или характерный звук, когда мы получаем новое уведомление.

Мезик отмечает, что не всегда цикл «мотивация – действие – триггер» ведет к укоренению плохой привычки. Например, некоторые приложения не позволяют нам забыть о важном событии, опоздать или затянуть сроки со сдачей проекта. Однако, к сожалению, в большинстве случаев формируется плохая привычка – например, зависимость от соцсетей, которая возникает из-за негативных явлений (скука, одиночество).

Все для прибыли

Бизнесу важно, чтобы человек активно пользовался приложением и проводил в нем много времени. Причем пользовательская активность пристально анализируется: например, создатели соцсетей изучают друзей пользователя, тематику постов, которые он пишет и «лайкает», географию, устройства, с которых человек заходит в соцсеть, и др. Все это нужно для того, чтобы пользователь мог получать  больше ориентированной на него рекламы – это основной источник монетизации приложений.

Не так давно несколько бывших сотрудников всемирно известных корпораций заявили, что механизмы, используемые при разработке приложений, могут негативно влиять на эмоциональное состояние пользователей и их психическое здоровье. Однако сегодня с уверенностью заявлять об этом невозможно, поскольку не существует научно обоснованного определения цифровой зависимости и ее классификации.