Законодательство о государственных закупках устанавливает ряд правил, которые в определенной степени можно рассматривать как преференции для участников. Речь, в частности, идет о преференциальной поправке. Как же правильно применять к ней требования законодательства?

Критерии применения преференциальной поправки

При проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений, т.е. при проведении конкурентных процедур государственных закупок, применяется преференциальная поправка в размере:

— 15% — если участник предлагает товары (работы, услуги), происходящие из Беларуси и (или) стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим в соответствии с ее международными договорами;

— 25% — если участник предлагает товары (работы, услуги) собственного производства и в его организации численность инвалидов составляет не меньше 50% от списочной численности работников <1>.

Исключения из правила

Преференциальная поправка не применяется в отношении:

1) части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в том числе ее лотом (частью).

Преференциальная поправка не применяется к лоту процедуры государственной закупки, если участник предлагает товары, в состав которых одновременно входят товары производства государств — членов ЕАЭС и импортные товары.

Если предмет государственной закупки делится на лоты (части), поправка применяется к отдельным лотам (частям), когда участник по такому лоту предлагает только товары производства государств — членов ЕАЭС;

2) товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, если предложения подали только участники, имеющие право на преференциальную поправку.

Все участники открытого и закрытого конкурса, а также процедуры запроса ценовых предложений могут заявить о праве на применение преференциальной поправки одинакового размера. В таком случае при оценке и сравнении предложений она не учитывается. Комиссия будет рассматривать цену коммерческого предложения каждого участника, сформированную им для целей участия в процедуре закупки.

Возможна ситуация, когда все участники заявят о праве применить преференциальную поправку в размере 15%, а один участник — в размере 25%. Тогда для сравнения и оценки предложений преференциальная поправка применяется в заявленном каждым из участников размере.

Преференциальная поправка в электронном аукционе

Преференциальная поправка оказывает влияние на формирование начальной цены электронного аукциона.

При этом действует заявительный принцип, т.е. участник, подавая предложение, указывает соответствующую информацию в экранной форме в первом разделе своего предложения. Данную информацию не может скорректировать ни оператор электронной торговой площадки, ни заказчик (организатор).

Независимо от количества участников начальная цена электронного аукциона определяется по правилам постановления N 778 <2>. Документ, подтверждающий такое право, необходимо представить во втором разделе предложения. В ином случае предложение участника отклоняется <3>.

Особенности применения преференциальной поправки

Пример
Заказчик при проведении открытого конкурса в конкурсных документах указал условие, по которому участник должен заявить о праве на преференциальную поправку в случае его наличия. Такое заявление участник в своем предложении не сделал, но при этом представил документы, которые свидетельствуют об этом праве.

Возникает вопрос, следует ли отклонить предложение участника, как не соответствующее требованиям конкурсных документов. Что говорит об этом законодательство?

Закон о госзакупках <4> не содержит оснований, позволяющих отклонить предложение участника, не имеющего права на преференциальную поправку.

Участник может не заявить о таком праве. Но если в предложении есть документы, подтверждающие его, и соблюдаются условия, определенные ч. 1 подп. 1.7 п. 1 постановления N 778, заказчику (организатору) при оценке и сравнении предложений следует рассматривать предложение этого участника с учетом преференциальной поправки.

Таким образом, нет оснований, позволяющих отклонить предложение участника, который не представил заявление о праве на преференциальную поправку в открытом конкурсе, проводимом в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Состав документации о закупке

Требования к конкурсным или аукционным документам, а также документам, представляемым участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, закрепляет Закон о госзакупках. Эти документы должны содержать в том числе условия применения преференциальной поправки, если ее применение предусматривает Совмин <5>.

На заметку
В указанных документах может отсутствовать информация о перечне документов, подтверждающих право на преференциальную поправку. В таком случае потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право получить у заказчика (организатора) разъяснения в порядке, определенном законодательством о государственных закупках <6>.

Если принять во внимание нормы постановления N 778, документы, утвержденные заказчиком (организатором) и размещенные на официальном сайте и (или) электронной торговой площадке, должны содержать в том числе перечень документов, подтверждающих право на преференциальную поправку, в двух случаях.

Во-первых, когда предлагаются товары (работы, услуги), происходящие из Армении, Беларуси, Казахстана, России.

Во-вторых, когда участник предлагает товары (работы, услуги) собственного производства и в его организации численность инвалидов составляет не меньше 50% от списочной численности работников.

Обоснование документами

Подтверждают право на применение преференциальной поправки в размере 15%:

1) при поставке (закупке) товаров — сертификат о происхождении товара формы СТ-1 либо сертификат продукции собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, либо сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Армении, Казахстана и России;

2) при выполнении работ (оказании услуг) — свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности, если деятельность лицензируется.

Обратите внимание
Преференциальная поправка в размере 25% применяется, когда участник предлагает товары (работы, услуги) собственного производства. Причем численность инвалидов в его организации должна быть не меньше 50% от списочной численности работников. Подтверждающим этот факт документом будет справка, подписанная руководителем организации.

Следует разграничивать документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки (сертификат о происхождении товара формы СТ-1 либо сертификат продукции собственного производства), и документы, подтверждающие страну происхождения товара согласно перечню товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок (приложение к постановлению Совмина от 17 марта 2016 г. N 206) (сертификат о происхождении товара формы СТ-1).

При этом сертификат о происхождении товара формы СТ-1, необходимый для участия в процедуре государственной закупки согласно требованиям вышеуказанного постановления и выданный с учетом положений постановления Минторга N 21 <7>, участник может применить как для того, чтобы подтвердить страну происхождения товара, так и для того, чтобы подтвердить право на преференциальную поправку.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 2