В настоящем материале рассмотрены вопросы, касающиеся применения префпоправки в Республике Беларусь: понятие префпоправки, ее размер и порядок подтверждения, оценка комиссией по госзакупкам предложений участников с учетом применения префпоправки при проведении открытого и закрытого конкурсов, процедуры запроса ценовых предложений, электронного аукциона.

1. Понятие префпоправки 

Префпоправка рассматривается как предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками (абз. 14 ст. 1 Закона о госзакупках). Исходя из определения префпоправки, она предоставляется на предлагаемый участником товар, работу или услугу при условии того, что представлены соответствующие документы и сделано заявление по форме оператора ЭТП (или приложено отдельно в составе предложения, если проводятся конкурентные процедуры госзакупок, сведения о которых составляют госсекреты). Суть данного преимущества заключается в том, что законодательством установлены особые правила оценки и сравнения предложений участников по критерию «цена». Префпоправка применяется только при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (ч. 1 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395).

Префпоправка не применяется при проведении процедуры закупки из одного источника, даже при условии представления каких-либо подтверждающих документов и соответствующего заявления со стороны потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя). Также префпоправка не применяется при проведении биржевых торгов.

Префпоправка не применяется в отношении (ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395):

— части товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки, в том числе его лотом (частью);

— товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение префпоправки одинакового размера.

Если, например, в открытом конкурсе или в процедуре запроса ценовых предложений один из участников заявил о праве на применение префпоправки в размере 15%, а второй — в размере 25%, то префпоправка применяется в размере 15% и 25% соответственно при условии ее подтверждения надлежащим образом.

2. Размер префпоправки и порядок ее подтверждения 

Размер префпоправки установлен ч. 1 подп. 1.5 п. 1, а перечень подтверждающих документов — подп. 1.6 п. 1 постановления N 395:

Размер префпоправки Предмет госзакупки, в отношении которого применяется префпоправка Перечень подтверждающих документов
15% для товаров, происходящих из Республики Беларусь, не включенных в приложение 1 к постановлению N 395 один из следующих документов:
— сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый БелТПП или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее — Правила СНГ), или его копия. Указанный документ заполняется в порядке, определенном Правилами СНГ для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, установленных постановлением МАРТ N 21 <1>;
— сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами, или его копия. Если сертификат продукции собственного производства представлен участником, не являющимся производителем товара, предлагаемого в процедуре госзакупки, то дополнительно представляется документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником (абз. 4 и 5 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15% для товаров, происходящих из Республики Беларусь, включенных в приложение 1 к постановлению N 395 один из указанных выше документов или выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105, или ее копия (далее — выписка) (абз. 6 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15% для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация, не включенных в приложение 1 к постановлению N 395 сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами СНГ, или его копия <2> (абз. 7 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15% для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация, включенных в приложение 1 к постановлению N 395 выписка (абз. 8 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15% для работ (услуг), происходящих из Республики Беларусь свидетельство о госрегистрации юрлица или ИП, выданное уполномоченным органом Республики Беларусь, или его копия — для резидентов Республики Беларусь (абз. 9 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
15% для работ (услуг), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь: Республика Армения, Кыргызская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация аналогичный документ (т.е. документ, свидетельствующий о госрегистрации юрлица или ИП), выданный уполномоченным органом (организацией) этих государств — членов ЕАЭС, или его копия — для нерезидентов Республики Беларусь (из Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации) (абз. 9 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
25% для товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников 1) документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее, чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки, с указанием:
— общего количества работников;
— численности инвалидов;
— номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия;
2) сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или копия (абз. 10 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395)
<1> Особенность в том, что в графе 1 сертификата формы СТ-1 «Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)» указывается информация о заявителе — участнике процедуры госзакупки (наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) — для ИП), место нахождения (место жительства) (подп. 1.1 п. 1 постановления МАРТ N 21). Это означает, что в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, префпоправка может быть заявлена только участником процедуры госзакупки, на которого выдан сертификат формы СТ-1. Если сертификат формы СТ-1 выдан не на участника процедуры госзакупки в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, то префпоправка не применяется. Сертификат формы СТ-1, выдаваемый в Республике Беларусь для целей участия в госзакупках, действителен в течение 6 месяцев. В таком сертификате в графе 5 «Для служебных отметок» обязательно должна наличествовать фраза: «Для целей участия в процедурах государственных закупок», также дополнительно делается запись о сроке действия сертификата формы СТ-1: «Действителен по …», который не может превышать 6 месяцев с даты, указанной в графе 12 сертификата формы СТ-1 (подп. 1.5 п. 1 постановления МАРТ N 21).
Графа 10 «Количество товара» не заполняется, соответственно, префпоправка в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, применяется независимо от данного параметра (подп. 1.10 п. 1 постановления МАРТ N 21).
<2> В отношении сертификатов формы СТ-1 для товаров, происходящих из Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации, срок их действия составляет один год (ч. 2 п. 6.4 Правил СНГ).

Законодательство требует, чтобы заявление о праве на применение префпоправки подавалось по форме, установленной регламентом оператора ЭТП (абз. 6 ч. 1 п. 2 ст. 34, абз. 3 ч. 2 п. 2 ст. 41, абз. 6 ч. 1 п. 2 ст. 47 Закона о госзакупках).

Применительно к сертификату продукции собственного производства, выдаваемому БелТПП или ее унитарными предприятиями, необходимо руководствоваться Положением N 1520. Так, сертификат собственного производства может быть выдан на несколько наименований продукции, которые в таком случае указываются в приложении к такому сертификату. В отношении работ и услуг выдается отдельный сертификат на каждый их вид (ч. 1 и 2 п. 4 Положения N 1520).

Сертификат собственного производства распространяет свое действие на поименованную в нем продукцию (работы, услуги), произведенную (выполненные, оказанные) в период действия такого сертификата юрлицом, в том числе его обособленными подразделениями, указанными в сертификате (ч. 3 п. 4 Положения N 1520).

3. Действия комиссии по госзакупкам при выборе участника-победителя

Поскольку префпоправка применяется при проведении конкурентных процедур госзакупок (открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений), постольку вопросы ее непосредственного применения разрешает комиссия по госзакупкам (далее — комиссия), в состав функций которой входит оценка и сравнение предложений, определение одного или нескольких (в случае если предмет госзакупки разделен на части (лоты)) участников-победителей (абз. 6 п. 13 Положения N 7).

Следует различать действия комиссии для процедур:

1) открытого и закрытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений;

2) электронного аукциона.

Они будут отличаться в зависимости от порядка проведения процедуры. Рассмотрим последовательно, в чем они состоят.

4. Применение префпоправки при проведении открытого и закрытого конкурсов, процедуры запроса ценовых предложений

При проведении открытого и закрытого конкурсов процедура проводится условно в два этапа, каждый из которых завершается соответствующими протоколами:

1) открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений (п. 5 ст. 35 Закона о госзакупках);

2) оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся (п. 3 ст. 36 Закона о госзакупках).

Во-первых, применение префпоправки осуществляется на втором этапе при сравнении цен, заявленных в предложениях участников, при установлении заказчиком (организатором) в конкурсных документах такого критерия оценки и сравнения предложений стоимостной группы, как «цена предложения» (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 постановления N 449).

Во-вторых, следует проверить, кто из участников, допущенных к оценке и сравнению предложений, заявил о своем праве на применение префпоправки (такое заявление может быть сделано им при подаче предложения посредством функционала ЭТП, и заказчик (организатор) может увидеть соответствующую информацию в «.txt»/».xls» файле, формируемом ЭТП, а также принять во внимание размер заявленной префпоправки).

В-третьих, следует проанализировать представленные участниками документы, подтверждающие право на применение префпоправки. В частности, проверить:

1) сроки их действия (для срочных документов — сертификатов продукции собственного производства, сертификатов о происхождении товара формы СТ-1). Полагаем, такие документы должны действовать на момент подачи предложения;

2) проверить действительность документов:

— сведения о госрегистрации, если представлено свидетельство о госрегистрации субъекта, могут быть проверены посредством портала Единого государственного регистра юрлиц и ИП;

— если представлены сертификаты продукции (работ, услуг) собственного производства и сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, выданные БелТПП, — то посредством сервиса проверки сертификатов о происхождении товара;

— если представлены сертификаты о происхождении товаров, выданные Российской торгово-промышленной палатой, — то посредством ресурса;

— если представлена выписка — то посредством ресурса;

3) проверить, соответствует ли предлагаемый участником в предложении товар (работа, услуга) указанному в сертификате продукции собственного производства, сертификате о происхождении товара формы СТ-1, выписке;

4) проверить документы, подтверждающие право на применение префпоправки в размере 25% (абз. 10 подп. 1.6 п. 1 постановления N 395):

 — такой документ должен быть подписан руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% списочной численности работников, или уполномоченным им лицом;

— он должен быть датирован не ранее, чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре госзакупки. Вариант указания в данном документе фразы «действителен на дату подачи предложения» не может быть принят как надлежащий, поскольку не выполнено требование о конкретной дате выдачи;

— в нем должны быть указаны общее количество работников, численность инвалидов, номера удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроки их действия.

В-четвертых, если о праве на применение префпоправки заявлено, но подтверждающие ее применение документы не представлены или не соответствуют требования к ним, комиссия такое предложение не отклоняет, но оценивает предложение участника без применения префпоправки. Данная позиция сформирована в письме МАРТ N 14-01-10/1505.

Также комиссии следует учесть, кто из участников заявил о праве на применение префпоправки. В частности, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение префпоправки одинакового размера, такая префпоправка не применяется (абз. 3 ч. 5 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395).

В случае если префпоправка документально подтверждена, то механизм ее применения следующий: цена предложения участника уменьшается на 15 или 25%, предложение такого участника сравнивается с другими по цене, уменьшенной на 15 или 25%, ему присваивается определенное количество баллов (в зависимости от условий балльности, указанных в конкурсных документах) (ч. 2 подп. 1.5 п. 1 постановления N 395). Соответственно, места участников и их предложений ранжируются исходя из рассчитанной таким образом цены.

Если первое место присуждено участнику-«преференциалу», то договор с ним будет заключен по цене его предложения.

О применении префпоправки рекомендуем комиссии указать соответствующую информацию в протоколе оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся (хотя в примерных формах протоколов, содержащихся в постановлении МАРТ N 56, данные сведения отсутствуют, тем не менее для прозрачности процесса оценки и сравнения данная информация может быть отражена).

Аналогичным будет порядок применения префпоправки для закрытого конкурса.

Что касается процедуры запроса ценовых предложений, то алгоритм применения префпоправки такой же, как и в конкурсе, но с тем отличием, что в процедуре запроса ценовых предложений один этап рассмотрения и оценки предложений участников, который завершается протоколом оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся (п. 6 ст. 48 Закона о госзакупках). И критерий оценки, и сравнения предложений только один — цена, соответственно, при оценке и сравнении точно таким же образом осуществляется применение префпоправки, как и в конкурсе, за исключением того, что присвоение баллов не требуется. И также договор с участником-«преференциалом» заключается по цене его предложения.

5. Применение префпоправки при проведении электронного аукциона

При рассмотрении первых разделов предложений комиссии необходимо проверить наличие или отсутствие заявления о праве на применение префпоправки от участников, которое может быть сделано посредством функционала ЭТП. В первых разделах предложений участников документы, подтверждающие право на применение префпоправки, не представляются, они должны быть представлены участником, если он заявляет о применении префпоправки, во втором разделе предложения (абз. 4 ч. 4 п. 2 ст. 41 Закона о госзакупках).

Сделанное участником заявление о праве на применение префпоправки учитывается комиссией при составлении протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам (п. 5 ст. 42 Закона о госзакупках) следующим образом: если хотя бы один участник или все из них заявили о своем таком праве, в протоколе указывается начальная цена электронного аукциона, полученная посредством следующего расчета: ориентировочная стоимость предмета госзакупки, разделенная на 1,15 (1,25) (абз. 2 ч. 3 подп. 1.5 п. 5 постановления N 395). Если какой-либо из участников заявил о праве на применение префпоправки в размере 25%, то независимо от заявлений других участников комиссия при делении использует 1,25.

Справочно
Ориентировочная стоимость предмета госзакупки указывается в аукционных документах и определяется на основании постановления МАРТ N 35.

Также в протоколе открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам должны быть отражены регистрационные номера предложений участников, заявивших о праве на применение префпоправки (абз. 4 ч. 1 п. 5 ст. 42 Закона о госзакупках).

После завершения электронного аукциона оператор ЭТП сформирует протокол торгов с информацией об участниках, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки. Размер ставки для участника-«преференциала» указывается с учетом размера заявленного им размера префпоправки.

Комиссия при рассмотрении вторых разделов предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, анализирует документы, подтверждающие право на применение префпоправки таким же образом, как это имеет место в конкурсе.

Однако если такие документы участниками, заявившими о праве на применение префпоправки, не представлены или по содержанию (оформлению) дефектны, то действия комиссии, по мнению МАРТ, выстраиваются по следующему алгоритму (ч. 7 раздела 4 письма МАРТ N 14-01-10/1505):

— если в первом разделе предложения участником сделано заявление о применении префпоправки, но во втором разделе предложения отсутствуют документы, надлежаще подтверждающие право на применение префпоправки, то в данном случае следует вести речь о том, что участник недобросовестно заявил о праве на ее применение. И так как префпоправка была применена (при определении начальной цены) и повлияла на ход торгов, соответственно, следует квалифицировать действия такого участника как представление недостоверных сведений (абз. 4 п. 4 ст. 44 Закона о госзакупках);

— если, к примеру, документы, подтверждающие право на применение префпоправки, представлены, но они не соответствуют установленным к ним требованиям, то тогда причиной отклонения предложения участника является то, что предложение не отвечает требованиям аукционных документов ко вторым разделам предложений (абз. 2 п. 4 ст. 44 Закона о госзакупках).

Отклонение предложения в двух описанных выше случаях в отличие от действий комиссии при проведении конкурса и процедуры запроса ценовых предложений обусловлено тем, что сделанное участником в первом разделе предложения заявление о праве на применение префпоправки оказало влияние на ход торгов.

В протоколе выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся должно содержаться, соответственно, решение о выборе участника-победителя с информацией о цене договора, в том числе с учетом ее уменьшения, если такое уменьшение имело место, с учетом применения префпоправки, или решение о признании электронного аукциона несостоявшимся с соответствующим обоснованием этого решения (абз. 4 ч. 1 п. 6 ст. 44 Закона о госзакупках).

Договор с участником-«преференциалом» заключается по цене последней ставки данного участника, в том числе с учетом корректировки в соответствии с ч. 4 п. 5 ст. 43 Закона о госзакупках, увеличенной, соответственно, на 15 или 25% (увеличенная на 15 или 25% отражается оператором ЭТП в протоколе торгов).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex