Вопрос: Организация планирует корпоративный выезд на природу. Может ли она приобрести алкогольные напитки для данного мероприятия:

— по безналичному расчету;

— по безналичному расчету через комиссионера по договору комиссии;

— по корпоративной карточке в организации розничной торговли;

— по безналичному расчету в ресторане загородного пансионата, в котором будет проходить данное мероприятие.

Ответ: Организация может приобрести алкогольные напитки – в порядке розничной торговли, но «угощать» им своих работников не вправе.

Законодательством предусмотрено, что оптовая продажа алкогольной продукции, производится только лицам, имеющим право на производство, оптовую и (или) розничную торговлю этой продукцией, то есть лицам, имеющими соответствующие специальные разрешения (лицензии). Из данного положения предусмотрены исключения, однако рассматриваемая ситуация к ним не относится <*>. Таким образом, закупка организацией алкогольной продукции для проведения указанного мероприятия путем оптовой продажи с оплатой любым из указанных в вопросе способов, неправомерна. Следовательно, в порядке оптовой торговли организация не может приобрести алкогольную продукцию никаким из приведенных способов.

Справочно
Оптовая торговля – это вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь <*>. Оптовую торговлю алкогольными напитками вправе осуществлять только организации, имеющие лицензию на оптовую торговлю алкогольными напитками <*>.

Однако, законодательством не установлен запрет на приобретение алкогольной продукции организациями в розницу в торговых объектах или в объектах общепита <*>.

Справочно
Розничная торговля алкогольными напитками – это осуществление предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей алкогольных напитков для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (если иное не установлено законодательными актами). К розничной торговле относится также продажа и организация потребления алкогольных напитков при осуществлении общественного питания <*>.
Розничная торговля алкогольными напитками осуществляется в магазинах, павильонах и иных аналогичных объектах, а также в объектах общепита (рестораны и др.) <*>.

Оплата товаров, в том числе и алкогольных напитков, приобретаемых в розницу или в объекте общепита организациями может осуществляться как путем безналичной, так и путем наличной оплаты <*>. Отметим, что оплата корпоративной банковской платежной карточкой также относится к безналичной форме оплаты <*>.

Таким образом оплата организацией алкогольной продукции в розницу или в объекте общепита способами, перечисленными в вопросе (по безналичному расчету, по корпоративной карточке в организации розничной торговли, по безналичному расчету у ресторана, в котором будет проходить мероприятие) правомерна.

При покупке алкогольной продукции в розницу или в объекте общепита ее нужно производить у организаций, имеющих лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками <*>. В документах, подтверждающих покупку в торговых объектах (магазинах) желательно (по возможности) указать цель приобретения: для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью («собственное потребление, не связанное с предпринимательской деятельностью» и др.). Кроме того, целесообразно запросить у организации розничной торговли копию лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками. Розничная продажа организациям должна осуществляться по розничным ценам.

Обратите внимание!
Законодательством установлен запрет на безвозмездную реализацию алкогольных напитков в случае:
— передачи алкогольных напитков в качестве оплаты труда работников, в том числе в виде премий;
— бесплатного (безвозмездного) распространения организациями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, проводимых в маркетинговых целях<*>.

По нашему мнению, из совокупности данных норм, можно сделать вывод о том, что «угощение» организацией своих работников алкогольными напитками на корпоративном мероприятии запрещено. Данный вывод можно обосновать следующим.

Такое «угощение» прямо не относится ни к оплате труда, ни к премиям. Вместе с тем, оно является доходом работника в натуральной форме, хотя и не облагаемым подоходным налогом (доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме) <*>. Следовательно, и такое «угощение» может подпадать под данный запрет.

Определения понятия «распространение алкогольных напитков» законодательство не содержит. По нашему мнению, абз. 3 подп. 1.17 п. 1 ст. 11 Закона N 429-З о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции целесообразно понимать, как установление запрета для организаций на любую бесплатную (безвозмездную) передачу или предоставление алкогольных напитков, в том числе и собственным работникам путем «угощения» их на корпоративном мероприятии.

Считаем, что «угощение» работников алкогольными напитками можно приравнять к их передаче, аналогично тому, как предоставление потребителям алкоголя в розлив «приравнено» к розничной торговле <*>. Учитывая запрет на безвозмездную передачу (распространение) алкогольных напитков, который, по нашему мнению, следует из приведенных выше норм <*>, мы не рекомендуем закупать алкогольные напитки для «угощения» ими своих работников на корпоративном мероприятии.

Хотим обратить внимание на то, что закупка алкогольной продукции через комиссионера и иными, не указанными в вопросе способами, ситуацию не «спасет». Это связано с тем, что в итоге комитент все равно будет «передавать» алкогольные напитки своим работникам на корпоративном мероприятии («угощать» ими своих работников). А, как мы указали выше, это запрещено.