Вопрос: Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций для нужд бюджетных организаций (учреждений образования) приобретает услуги по организации питания (услуги столовых и буфетов учреждений образования). Необходимо ли при проведении открытого конкурса устанавливать дополнительное требование к участникам в условиях того, что центр не является потребителем таких услуг?

Ответ: Да, при проведении центром по обеспечению деятельности бюджетных организаций открытого конкурса, предметом которого являются услуги по организации питания для бюджетных организаций (учреждений образования), необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам.

Обоснование: В соответствии с законодательством о госзакупках установлены следующие правила.

Так, к участникам процедур госзакупок предъявляется ряд требований, включая требование о соответствии дополнительным требованиям к участникам (абз. 3 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках).

Такие дополнительные требования к участникам установлены приложением 1-1 к постановлению N 395. В частности, для услуг столовых и буфетов учреждений образования (код 56.29.20.200 ОКРБ 007-2012) дополнительным требованием к участникам является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) договоров на оказание услуг по обеспечению питанием более 3 лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника). Соответствие данному требованию подтверждается реестром исполненных участником (с учетом правопреемства) договоров на оказание услуг по обеспечению питанием, в том числе содержащим сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения. В указанном реестре должно быть не менее 3 договоров, хотя бы по одному из которых услуги оказывались за пределами трехлетнего срока до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).

Требования к участнику устанавливает заказчик (ч. 2 п. 1 ст. 13 Закона о госзакупках). И в роли заказчика выступает юрлицо или ИП, осуществляющие госзакупку, в том числе через обособленное подразделение юрлица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юрлица (абз. 4 ст. 1 Закона о госзакупках).

Таким образом, если заказчику необходимо приобретение услуг по организации питания (услуги столовых и буфетов учреждений образования) и сам заказчик является учреждением образования, то тогда при проведении процедуры госзакупки устанавливаются изложенные выше дополнительные требования к участникам.

При этом следует учитывать, что при превышении ориентировочной стоимости годовой потребности в таких услугах в 5000 БВ вид процедуры госзакупки определяется как открытый конкурс (ч. 2 п. 1, п. 3 ст. 31 Закона о госзакупках).

Если же сумма ориентировочной стоимости годовой потребности в таких услугах составляет сумму от 300 до 5000 БВ, то применяется процедура запроса ценовых предложений (ч. 1 п. 2 ст. 45 Закона о госзакупках, абз. 3 подп. 1.3 п. 1 постановления N 395).

Правовой статус и функционирование центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций регламентированы Указом N 475.

Так, в частности, предусмотрено, что такие центры являются законными представителями бюджетных организаций, деятельность которых они обеспечивают, в том числе когда в соответствии с договором об оказании услуг проводят процедуры госзакупок товаров (работ, услуг) для нужд бюджетных организаций в соответствии с законодательством (ч. 1 подп. 1.6 п. 1 Указа N 475, п. 8 приложения 1 к типовой форме договора об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации).

При проведении процедур госзакупок товаров (работ, услуг) центрами для нужд одной или нескольких организаций, включенных в перечни, при заключении договоров госзакупок таких товаров (работ, услуг) и обеспечении их исполнения, в том числе приемке поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их оплате, к такой деятельности центров применяются положения Закона о госзакупках, регламентирующие права и обязанности заказчика (подстрочное примечание <**> к п. 3 приложения к Указу N 475).

Вместе с тем поскольку хотя к деятельности центров и применяются права и обязанности заказчика, установленные Законом о госзакупках, тем не менее ключевым аспектом правового статуса заказчика является то, что товары (работы, услуги) приобретаются им для нужд, которые финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. Непосредственным получателем таких средств по-прежнему остается заказчик, не центр. Последний выступает его законным представителем, тогда как потребление приобретенных товаров (работ, услуг) осуществляет заказчик.

В этой связи при проведении открытого конкурса, предметом которого являются услуги по организации питания для бюджетных организаций — учреждений образования, необходимым является установление дополнительных требований к участникам. Равно как такие дополнительные требования к участникам устанавливаются и для иных видов процедур госзакупок, если их проводит центр.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex