Вопрос: Организация на основании договора оказывает рекламные услуги, по результатам которых заказчику передаются образцы рекламных материалов. Их дизайн делает сторонний исполнитель, которому наша организация передает техзадание с необходимыми данными. Нужно ли стоимость образцов включать в цену рекламных услуг или правильнее их отдельно предъявлять к возмещению заказчику?

Ответ: Цена рекламных услуг определяется организацией самостоятельно и может как включать стоимость образцов, так и нет. Порядок оплаты услуг и образцов предусматривается в договоре с заказчиком.

Обоснование: При формировании стоимости рекламных услуг применяется свободное ценообразование <*>.

Как правило, при расчете стоимости услуг в цену закладываются затраты организации, прибыль и т.д. Цена может быть единой для заказчиков или, например, рассчитываться индивидуально по каждому заказу. В первом случае обычно составляется общий прейскурант цен (тарифов) по услугам. Во втором — стоимость услуг формируется по каждому договору отдельно.

В нашей ситуации рекламные услуги оказываются по отдельному договору и, скорее, носят индивидуальный характер. Из чего складывается стоимость услуг и порядок их оплаты — целесообразно предусмотреть в договоре с заказчиком <*>.

Возможные варианты, полагаем, могут быть такими:

— в договоре указывается общая подлежащая уплате цена услуг, без выделения стоимости образцов (применяется обычно, если организация заранее знает свои возможные затраты, в том числе стоимость образцов и услуг сторонних исполнителей);

— в договоре указана подлежащая уплате цена рекламных услуг и оговорено, что дополнительно оплачивается стоимость образцов, цена которых будет рассчитана после их изготовления. В этом случае нужно помнить, что передача образцов может расцениваться как реализация товаров и, соответственно, должна оформляться надлежащим образом;

— другие варианты (договор с условием о возмещении стоимости услуг третьих лиц, трехсторонний договор и т.п.).

Таким образом, при формировании цены рекламных услуг организация самостоятельно определяет, какой подход ей использовать по оплате стоимости образцов рекламных материалов. Эти условия оговариваются в договоре с заказчиком.