Законодательством закреплено право на подачу иска о признании недействительной государственной регистрации коммерческой организации органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь (КГК), прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговыми и иными уполномоченными органами.
А именно в силу абз. 1 ч. 4 п. 26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о госрегистрации), при обнаружении основания для признания недействительной государственной регистрации созданной коммерческой организации, в том числе созданной в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния (а также государственной регистрации некоммерческой организации, попадающей под действие Положения о госрегистрации, и ИП), органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о признании государственной регистрации коммерческой организации недействительной и взыскании полученных коммерческой организацией доходов в местный бюджет и иском о ликвидации коммерческой организации.
Кроме того, в силу Положения о госрегистрации <*> при обнаружении основания для признания недействительной государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих организаций, в том числе в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения (а также при внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы некоммерческих организаций, попадающих под действие Положения о госрегистрации, а также изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации ИП) органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о признании недействительной данной государственной регистрации.
При этом указанного права юридически лишены иные юридические или физические лица, которые могут иметь определенную заинтересованность в государственной регистрации соответствующей коммерческой организации.
Сделанный вывод основывается, прежде всего, на требовании о взыскании в местный бюджет дохода, полученного коммерческой организацией, чья государственная регистрация признана недействительной.
По нашему мнению, в рамках правовой системы Республики Беларусь заботиться об интересах казны и, даже шире, об имущественных интересах государства, а именно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц (если это только напрямую не затрагивает имущественных интересов государственных унитарных предприятий, учреждений и объединений), должны именно государственные органы.
Например, невозможно представить, что иск о взыскании в доход местного бюджета доходов соответствующей коммерческой организации подает некое физическое лицо или, например, ООО, никак не связанное с государством, в рамках законодательства.
С учетом же того обстоятельства, что, как мы отметили выше, подача иска о признании недействительной государственной регистрации коммерческой организации без одновременного требования о взыскании в бюджет его доходов невозможна, получается, что правом на подачу интересующего нас иска обладают именно указанные выше государственные органы.
В связи с этим встает вопрос о защите прав и законных имущественных интересов конкретных юридических или физических лиц, которые могут иметь определенную заинтересованность в государственной регистрации соответствующей коммерческой организации. Эта заинтересованность может возникнуть по разным причинам. В частности, если речь идет о государственной регистрации коммерческой организации, созданной в процессе реорганизации другой коммерческой организации, то такая государственная регистрация может интересовать кредиторов реорганизованной организации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица <*>. При этом кредитор реорганизуемого юридического лица (имеется в виду после получения указанного уведомления) вправе потребовать досрочного прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков.
Таким образом, если учредители (участники) или орган реорганизуемой коммерческой организации не уведомляют кредиторов такой коммерческой организации о реорганизации, то такие кредиторы, безусловно, могут рассматриваться в качестве лиц, «имеющих определенную заинтересованность» в государственной регистрации возникшей в процессе реорганизации коммерческой организации.
Однако, несмотря на наличие такой заинтересованности, указанные выше кредиторы, по нашему мнению, должны иметь право не на подачу иска о признании недействительной государственной регистрации возникшей в процессе реорганизации коммерческой организации, а на подачу иска о признании недействительной реорганизации соответствующей коммерческой организации именно по причине того, что, как мы отметили выше, право на подачу иска о признании недействительной государственной регистрации коммерческой организации сопряжено в соответствии с п. 26 Положения о госрегистрации именно с обязанностью одновременно потребовать взыскания в местный бюджет доходов такой коммерческой организации.
При этом, несмотря на то что мы признаем возможность в рамках описанных нами отношений подать иск о признании недействительной реорганизации соответствующей коммерческой организации, мы не считаем законным удовлетворение такого требования в ситуации, когда кредитор коммерческой организации не был уведомлен о ее реорганизации.
Сделанный вывод объясняется тем, что законодатель фактически (да и юридически) предусматривает последствия неуведомления кредитора коммерческой организации в связи с ее реорганизацией. И эти последствия не сопряжены с признанием недействительной государственной регистрации возникшей в процессе реорганизации коммерческой организации.
А именно применительно к реорганизации в форме разделения или выделения, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизуемого юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами <*>.
Неуведомление кредитора реорганизуемой коммерческой организации в процессе ее разделения или выделения не означает, что государственную регистрацию всех возникших в рамках таких форм реорганизации коммерческих организаций необходимо признавать недействительной. Это означает лишь то, что соответствующий кредитор может потребовать удовлетворения (взыскать долг) со всех субъектов, которые возникли в процессе разделения, или с реорганизуемой коммерческой организации и вновь созданных коммерческих организаций — в процессе выделения. При этом указанные лица являются обязанными перед кредитором солидарно. А следовательно, кредитор имеет право потребовать от таких коммерческих организаций либо одновременно, либо последовательно удовлетворения своих требований. И признание в такой ситуации недействительной государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций не будет соответствовать требованиям законодательства, а кроме того, потребности имущественного оборота, так как приведет к исключению из участия в таком обороте без достаточных для этого оснований определенного количества субъектов, и, наконец, не будет соответствовать и интересам самого кредитора, поскольку при признании недействительной государственной регистрации вновь возникших в процессе реорганизации коммерческих организаций весь их доход будет взыскан в бюджет, а раз так, то неясно, как, а точнее, за счет какого имущества будут удовлетворены требования самого кредитора.
Таким образом, мы признаем незаконным и приносящим вред имущественным интересам как конкретных лиц, так и имущественного оборота в целом признание недействительной государственной регистрации вновь возникших в процессе разделения и выделения коммерческих организаций.
Что же касается преобразования как формы реорганизации, то в данном случае неуведомление кредитора в связи с реорганизацией фактически не затрагивает его интересов, так как при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица (правда, с определенным исключением, связанным с тем, что некоторые права и обязанности реорганизованного юридического лица не могут принадлежать вновь возникшему юридическому лицу) <*>.
В такой ситуации фактически применительно к имуществу соответствующей коммерческой организации ничего не происходит, а раз так, то кредитор может получить удовлетворение своих требований фактически из того же имущества все той же с точки зрения факта коммерческой организации.
Исходя из указанного неуведомление кредитора о преобразовании соответствующей коммерческой организации, по нашему мнению, не может влечь за собой в качестве последствий признание недействительной государственной регистрации преобразованной коммерческой организации. А также не может предусматривать изъятие в местный бюджет доходов такой коммерческой организации с момента государственной регистрации преобразованной коммерческой организации, так как интересы государства в данном случае никак не нарушаются; и, наконец, безусловно, ни при каких условиях нельзя требовать ликвидации такой организации.
Если бы возможность подачи иска о признании недействительной государственной регистрации возникшей в процессе преобразования коммерческой организации все-таки была бы (что, по нашему мнению, в действительности отсутствует, так как это незаконно), то тогда бы в качестве единственного последствия был бы «возврат в первоначальное положение», то есть вместо, например, ЗАО опять бы было ООО.
При этом мы признаем возможность признания недействительной реорганизации в форме преобразования с указанными в предыдущем абзаце последствиями. Но подобные последствия лишь в связи с неуведомлением кредитора нам кажутся излишними.
Применительно к оставшимся двум формам реорганизации — присоединению и слиянию также нельзя не отметить, что неуведомление кредитора не может влечь за собой признание недействительной государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций как в связи с описанным выше формальным несоответствием, так и в связи с тем, что в рассматриваемой ситуации интересы кредитора также ни в коей мере не страдают.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом <*>. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом <*>.
В связи с указанным интересы кредитора коммерческой организации в связи с его неуведомлением и о подобных формах реорганизации никак не страдают, так как он может получить удовлетворение от объединенной коммерческой организации. И, что, на наш взгляд, также немаловажно, нельзя изымать в местный бюджет доходы объединенной коммерческой организации только лишь потому, что она надлежащим образом не уведомила своего кредитора о таком объединении. Безусловно, нет никаких оснований для ликвидации такой объединенной коммерческой организации, так как это не соответствует ничьим интересам, в том числе и интересам имущественного оборота Республики Беларусь в целом, и интересам конкретного кредитора.
Последствия, о которых можно говорить в рассматриваемой ситуации при подаче иска о признании недействительной реорганизации, — это возврат ситуации в первоначальное положение. То есть разделение, для того чтобы были сохранены прежние коммерческие организации.
Но нам представляется, что такие последствия в связи с неуведомлением кредитора излишни.