Иногда работники изъявляют желание приобрести для личного пользования принадлежащие нанимателю материалы: остатки сырья или комплектующих, тару, запчасти и пр. А бывает, что с инициативой продать подобные активы выступает организация и работники не против их купить. Но как осуществить и оформить такую продажу, если организация не имеет розничных торговых объектов? Существует два варианта. А именно: можно действовать в рамках гражданского законодательства, а можно отталкиваться от трудового. Определяясь с выбором, стоит узнать, какие документы оформляют и в одном и в другом случае.

Начнем с «гражданско-правового» варианта, т.е. реализации материалов работнику со склада по договору купли-продажи.

В этом случае с работником совершается гражданско-правовая сделка купли-продажи, а материалы  передаются, например:

— либо на основании отдельно составленного документа — договора купли-продажи, который подписывается сторонами;

— либо в ответ на письменное заявление работника с соответствующей просьбой, на котором руководитель организации обычно проставляет резолюцию, т.е. выносит распоряжение о выполнении изложенной просьбы.

Заключая сделку, стороны, как правило, согласовывают наименование и количество реализуемого материала, его цену и порядок расчетов (п. 2, 3 ст. 404, п. 2 ст. 219, ст. 162, п. 1 ст. 424, ст. 455, 456 ГК).

Обратите внимание!
Существует мнение, что, заключив с работником гражданско-правовую сделку купли-продажи, неправомерно удерживать стоимость реализуемых материалов из его зарплаты. Объясняется это следующим.
Выплата работнику зарплаты регулируется трудовым законодательством, а купля-продажа подпадает под гражданское. При этом порядок и случаи удержания сумм из зарплаты строго регламентированы ст. 107 ТК. Так, организация-наниматель может производить удержание по заявлению работников в целях решения ими бытовых или социальных вопросов. Но только в пользу третьих лиц, а не в свою (ст. 107 ТК, постановление Совмина N 1282).
В связи с этим рекомендуем при заключении сделки купли-продажи предусматривать, что работник внесет необходимую сумму в кассу организации или на ее расчетный счет.

Факт передачи работнику реализуемых со склада материалов оформляют накладной типовой формы: ТТН или ТН в зависимости от того, с участием или без участия автотранспорта передаются материалы работнику (п. 64 Инструкции N 133; ч. 4 — 6, 8 п. 1 Инструкции N 58).

Обратите внимание!
При любой операции, относящейся к обороту продукции, поименованной в перечне N 1030 и маркированной незащищенными средствами идентификации, организации обязаны использовать электронные накладные. Требуется их оформлять и в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости и поименованных в перечне N 250 (за некоторым исключением) (абз. 2 ч. 1 п. 14, п. 15, 17 Положения N 496). Вместе с тем по разъяснениям МНС при продаже работнику ТМЦ, указанных в перечне N 1030 и маркированных незащищенными средствами идентификации или перечисленных в перечне N 250, нет обязанности использовать электронные накладные.

Реализация материалов облагается НДС в общем порядке. В бухучете ее отражают следующим образом (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 115 НК; абз. 2 п. 13 Инструкции N 102; п. 57, 70 Инструкции N 50):

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена сумма, причитающаяся от работника за реализованные ему материалы 73 (62) 90-7
Исчислен НДС при реализации 90-8 68
Списана стоимость материалов, по которой они числились в учете организации 90-10 10
Получена от работника плата за реализованные ему материалы 50, 51 73 (62)

Передать работнику материалы, находящиеся на складе организации, можно и в счет зарплаты (выдать зарплату в натуральной форме). Какие для этого нужно выполнить условия и какие оформить документы – далее в материале.