Иногда работники изъявляют желание приобрести для личного пользования принадлежащие нанимателю материалы: остатки сырья или комплектующих, тару, запчасти, инструмент и пр. А бывает, что с инициативой продать подобные активы выступает организация и работники не против их купить. Но как осуществить и оформить такую продажу, если организация не имеет розничных торговых объектов? Существует два варианта. А именно: можно действовать в рамках гражданского законодательства, а можно отталкиваться от трудового. Определяясь с выбором, стоит узнать, какие документы оформляют и в одном и в другом случае.

Начнем с «гражданско-правового» варианта, т.е. реализации материалов работнику со склада по договору купли-продажи.

В этом случае с работником совершается гражданско-правовая сделка купли-продажи. Она может быть оформлена:

— либо составлением отдельного документа — договора купли-продажи, который подписывается сторонами;

— либо письменным заявлением работника с соответствующей просьбой, на котором руководитель организации обычно проставляет резолюцию, т.е. выносит распоряжение о выполнении изложенной просьбы.

Заключая сделку купли-продажи, стороны, как правило, согласовывают наименование и количество реализуемого материала, его цену и порядок расчетов <*>.

Обратите внимание!
Существует мнение, что, заключив с работником договор купли-продажи, неправомерно удерживать стоимость реализуемых материалов из его зарплаты. Объясняется это следующим.
Выплата работнику зарплаты регулируется трудовым законодательством, а купля-продажа подпадает под гражданское. При этом порядок и случаи удержания сумм из зарплаты строго регламентированы ст. 107 ТК. Так, организация-наниматель может производить удержание по заявлению работников в целях решения ими бытовых или социальных вопросов. Но только в пользу третьих лиц, а не в свою <*>.
В связи с этим рекомендуем в договоре купли-продажи предусматривать, что работник внесет необходимую сумму в кассу организации или на ее расчетный счет.

Факт передачи работнику реализуемых со склада материалов оформляют накладной типовой формы: ТТН или ТН в зависимости от того, с участием или без участия автотранспорта работнику передаются материалы <*>.

При этом такая реализация облагается НДС в общем порядке, а в бухучете ее отражают следующим образом <*>:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена сумма, причитающаяся от работника за реализованные ему материалы 73 (62) 90-7
Исчислен НДС при реализации 90-8 68
Списана стоимость материалов, по которой они числились в учете организации 90-10 10
Получена от работника плата за реализованные ему материалы 50, 51 73 (62)

Передать работнику материалы, находящиеся на складе организации, можно и в счет зарплаты (выдать зарплату в натуральной форме). Какие для этого нужно выполнить условия и какие оформить документы – далее в материале.