«Белоруснефть» до конца 2021 года планирует увеличить до 600 единиц число зарядных станций для электротранспорта. В госкомпании считают, что таким образом даже превысят потребность в электрозаправках. Мы попытались выяснить, сколько сейчас в Беларуси электрокаров, каковы перспективы развития этого сегмента и как обстоят дела на мировом рынке.

По данным Минэнерго, количество электромобилей в Беларуси превысило 4 тысяч. За первое полугодие 2021 года в страну ввезено 2112 электромобилей – это больше, чем за весь прошлый год (в 2020 году ввезено 1810 машин).

На электромобили начинают переходить не только граждане, но и промышленные предприятия. Экономия от их использования весомая, утверждают в Минэнерго. Это на своем примере ощутило «Гомельэнерго», которое одним из первых среди энергоснабжающих организаций реализовало пилотный проект по обновлению парка электромобилями.

Сборкой электромобилей в Беларуси занимается компания «Белджи». Как ожидается, первые экземпляры такой техники появятся в продаже в конце этого года. Первой моделью должен стать хэтчбек Geely Geometry С. На одной подзарядке автомобиль сможет проехать до 550 км в зависимости от комплектации. Цена электрокара составит около 30 тысяч долларов.

«Белоруснефть» стала национальным оператором по развитию в Беларуси сети электрозаправочных станций. Сейчас их насчитывается 457 единиц.

— До конца года планируем выйти на рубеж 600. Этого вполне достаточно для сегодняшнего количества автомобилей. Более того, мы работаем на опережение. Думаю, это создает хорошие предпосылки для перевода и субъектов хозяйствования, и населения на электротягу, — сказал журналистам гендиректор «Белоруснефти» Александр Ляхов.

Производит оборудование для электрозарядных станций ОАО «Витязь» (г.Витебск).

Преференции для развития

Развитию парка электротранспорта и сервисной инфраструктуры в Беларуси способствовали ряд законодательных инициатив, который появились на фоне запуска первого блока БелАЭС и мировых тенденций.

Так, согласно указу «О стимулировании использования электромобилей», подписанному Александром Лукашенко 12 марта 2020 года, в частности, определено, что физическим лицам не придется уплачивать НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. Автовладельцы освобождаются от пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении и от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных паркингах.

Производители электромобилей и электрозарядных станций, а также эксплуатирующие их организации получили право применять повышенный инвестиционный вычет (налоговые льготы).  Освобождены от НДС зарядные станции в случае их использования в Беларуси.

Сейчас идет спор по поводу еще одной важной льготы. С 2022 года планируется отменить нулевую пошлину на ввоз электромобилей в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таким образом, при ввозе такой техники придется заплатить 15% от таможенной стоимости.

Летом Беларусь предложила сохранить нулевую ставку по 31 декабря 2023 года включительно.

«По мнению белорусской стороны, введение предлагаемой меры будет способствовать созданию условий для формирования рынка электромобилей в Республике Беларусь и государствах-членах ЕАЭС как основы для следующего этапа развития электрического транспорта – организации производства электромобилей, увеличению количества объектов зарядной инфраструктуры, стимулированию использования экологически чистого автотранспорта для улучшения экологической обстановки в крупных городах», — говорится в сообщении пресс-службы Евразийской экономической комиссии.

Пошлина была обнулена в мае 2020 года для создания стимулов по формированию зарядной инфраструктуры, а также с учетом отсутствия производства в ЕАЭС электромобилей и скачка курсов нацвалют.

Грандиозные планы России

В этом вопросе многое будет зависеть от позиции России, считают аналитики. В Минпромторге РФ заявили, что «обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили с электродвигателем не способствует инвестициям в производство транспортных средств с низким углеродным следом, а также компонентов для них».

Россия недавно утвердила долгосрочную концепцию развития электротранспорта.  К 2024 году власти хотят выпустить на дороги не менее 25 тысяч электромобилей российской сборки и запустить для них свыше 9000 зарядных станций. К 2030 году в эксплуатацию должно быть введено не менее 72 тысяч зарядных станций (из них 28 тысяч быстрых) и 1 тысяча водородных заправок, а объем производства электромобилей должен составлять не менее 10% от всего объема автомобилей, выпускаемых в стране. К тому времени предполагается наладить производство катодных и анодных материалов, а также тяговых батарей, в том числе за счет развития собственной сырьевой базы (в частности, увеличения добычи лития).  Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд российских рублей.

Пока РФ значительно отстала от развитых стран по своей готовности к внедрению и использованию электромобилей. Эксперты из KPMG сравнили инфраструктуру 25 ведущих государств. Россия заняла в этом списке третье место с конца (23-е).

Эксперты считают, что нулевая ввозная пошлина подстегнула рынок электромобилей к росту более чем в 1,5 раза в 2020 года, а ее отмена замедлит рынок и развитие инфраструктуры. Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов согласен с тем, что наращивать объем рынка электромобилей нужно для того, чтобы окупались вложения в зарядную инфраструктуру. В этом смысле обнуление пошлины на начальном этапе будет способствовать развитию рынка и инфраструктуры. Пока темпы развития зарядной инфраструктуры в России опережают темпы роста парка электромобилей. Количество зарядок для электромобилей за два года выросло в 5 раз – примерно до 1500 штук. Тогда как парк электромобилей с конца 2020 г. по май 2021 г. вырос лишь в 1,8 раза почти до 11 500 единиц. По данным SBS Consulting, за пять месяцев текущего в РФ реализовано почти 2,7 тыс. подержанных и 650 новых машин.

Ситуация в мире

2020 год наглядно показал, что ведущие страны начали движение к глобальной электрификации транспорта. В прошлом году в мире было продано более 3 млн электромобилей (электрокары BEV + подключаемые гибриды PHEV). Их общее число превысило 11 млн единиц.

По данным аналитической компании Canalys, суммарные продажи автомобилей «на батарейках» и гибридов по итогам первого полугодия 2021 года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сразу на 160% до 2,6 млн единиц.  47% продаж пришлось на Китай. Доля Европы составила 40%. При этом европейские автолюбители более активно переходят на электромобили – 15% против 12% в КНР. Доля США на рынке электромобилей – 10%.

Мировым лидером продаж подключаемых к розетке автомобилей все еще остается Tesla. В первом полугодии 2021 года она поставила 386 тысяч BEV. За ней следует Volkswagen – c 172,7 тысяч BEV и 159,4 тысяч PHEV. Третье место досталось General Motors c 221 тысяч BEV и 6 тысяч PHEV, включая 180 тыс. китайских мини-электромобилей совместного предприятия SGMW.

По данным консалтинговой компании Inovev, в 2020 году Франция, Германия и Италия резко увеличили субсидии на покупку электромобилей. В Германии, например, покупатели электромобиля получали более 10 тысяч от государства, во Франции — 8 тысяч. При этом средняя стоимость электромобиля в прошлом году составляла 40 тысяч долларов, пишет «Форбс».

Лидер в деле электрификации автомобильного транспорта — Норвегия. В 2020 году количество электромобилей, импортированных в эту страну, впервые превысило количество легковых автомобилей с ДВС, достигнув 54%. Другим странам до Норвегии пока далеко, лишь в Исландии и Нидерландах доля электрокаров составляет более 20% продаж авто, в остальных странах она гораздо ниже.

По прогнозу Роланда Ирле из EV-Volumes.com, в 2021 году мировые продажи электрифицированных легковых машин достигнут отметки в 6,4 млн штук. Драйверами стремительного роста станут более широкий ассортимент, более доступные цены, солидная государственная поддержка, жесткие нормы на СО2 и лучшая осведомленность покупателей. Сдерживать темпы будет только нехватка компонентов и новая регуляторика отрасли в Китае.

По итогам этого года мировой парк BEV и PHEV составит около 16,4 млн автомобилей, две трети из которых будут батарейные электромобили. Учитывая, что сейчас на дорогах планеты находится порядка 1,5 млрд легковых машин, их доля составит всего около 1,1% от общего парка.

Многие страны уже объявили о запрете продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в 2030–2040 годах. Как пишет Ирле, если придерживаться прогнозного сценария, что к 2040 году будут продавать исключительно электромобили, то к тому моменту из двухмиллиардного автопарка свыше 40% будут составлять BEV, но более 50% все еще будут требовать ископаемое топливо. Иными словами, электромобили стремительно входят в повседневную жизнь мира, но процесс замещения бензиновых и дизельных машин все же займет несколько десятков лет.