Еще 15 лет назад освоение космоса было на плечах государства. Крупные страны за счет госбюджета финансировали научные разработки, строительство и запуск космических аппаратов. Однако постепенно в эту сферу стали приходить частные инвестиции. Пик интереса пришелся на 2021 год, когда несколько миллиардеров побывали в космосе и объявили о дальнейших амбициозных планах. Правда, недавнее банкротство Virgin Orbit вынудило экспертов усомниться в жизнеспособности частной космонавтики.

О чем речь?

Аналитики Bank of America прогнозировали в 2020 году, что объем космической отрасли утроится за десятилетие до 1,4 трлн долларов.

Драйвером развития космических технологий стала их коммерциализация. В отрасль пришли крупные частные бизнесы: SpaceX Илона Маска, Blue Origin Джеффа Безоса, Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, космические подразделения Boeing, Airbus, Lockheed Martin и Northrop Grumman. За последние 10 лет венчурное финансирование в spacetech выросло с сотен тысяч долларов до 15,4 млрд долларов.

Источник — https://pixabay.com/

Наибольшая доля – около 70% — в общей космической экономике приходится на рынок спутников. По назначению спутники делятся на телекоммуникационные, навигационные и зондировочные. Первые обеспечивают коммуникацию (связь и интернет, в том числе интернет вещей), вторые — ориентировку на местности (GPS, ГЛОНАСС), третьи предоставляют данные о Земле.

Спутниковая группировка SpaceX является крупнейшей в мире: 42% всех запущенных в последние 10 лет малых спутников принадлежат компании Маска. Самый известный их проект — это Starlink, который предоставляет услуги высокоскоростного интернета. Другие крупные спутниковые группировки на орбите принадлежат американской компании Planet, британской OneWeb, американским Spire Global и Satellogic и китайской CGSTL.

Впрочем, более разрекламированное направление частной космонавтики – это туризм. Хотя пока в космосе побывали не так и много туристов. Счастливчиков насчитывается несколько десятков.

Американский брокер Space Adventures в 2001–2009 годах помог Роскосмосу отправить 7 туристов на орбиту с космодрома Байконур. Последний такой полет прошел в декабре 2021 года, когда на Международной космической станции (МКС) побывал японский миллиардер Юсаку Маэдзава.

В том же году многоразовый корабль NewShepard компании Blue Origin совершил два полета. В первом из них побывали владелец компании Джефф Безос и его брат, а также 82-летняя пилот Уэлли Фанк и 18-летний житель Нидерландов Оливер Дэмен. Во втором полете участвовали 90-летний актер Уильям Шетнер, сыгравший капитана Кирка в «Звездном пути», вице-президент Blue Origin Одри Пауэрс, бывший инженер NASA Крис Бошуайзен и бизнесмен Глен де Врайс. После отделения от ускорителя капсулы с экипажами достигли высоты 107 км, после чего возвращались на Землю. Продолжительность полетов составила около 11 минут.

В 2021 году полностью гражданский экипаж на корабле SpaceX Crew Dragon вылетел на орбиту на три дня в рамках миссии Inspiration4, которую спонсировал миллиардер Джаред Айзекман. Он оплатил полет для себя и еще трех попутчиков: ветерана ВВС США Криса Земброски, ученого-геолога Шиан Проктор и ассистентки врача Хейли Арсено. В апреле 2022 SpaceX выполнила доставку туристов на МКС по контракту с брокерской компанией Axiom Space. Участники миссии — граждане Израиля, США и Канады — провели на борту МКС 17 дней. Каждый из них заплатил около 55 млн долларов за билет.

В позапрошлом году компания Virgin Galactic также успешно осуществила запуск своего корабля Unity с экипажем из четырех человек, который возглавлял владелец компании Ричард Брэнсон. После отделения от самолета-носителя Unity самостоятельно поднялся на высоту около 90 км, где экипаж на несколько минут смог ощутить невесомость. Правда, многие эксперты назвали экспедицию Брэнсона «прикосновением к космосу». Большинство стран мира считают космическим пространство на высоте от 100 км над уровнем моря. Для американских ВВС космос – это все, что выше 80 км, и астронавтами называют всех, кто поднялся выше этой отметки.

Как бы там ни было, но как раз новости о британском миллиардере Брэнсоне вновь вынудили заговорить о будущем частной космонавтике. Его компания по запуску малых спутников Virgin Orbit подала заявление о банкротстве.

Почему обанкротилась?

Virgin Orbit в 2017 году отделилась от компании Virgin Galactic. Компания доставляла на орбиту коммерческие и гражданские спутники. В отличие от конкурентов Virgin Orbit запускала спутники не с земли, а с воздуха — из-под крыла модифицированного самолета Boeing 747, поднимающими ракету LauncherOne на высоту в 11 км.

Неприятности у компании начались после неудачной миссии в январе 2023 года, которая должна была стать первым орбитальным запуском Virgin Orbit с британской земли. Из-за проблем с топливным фильтром стоимостью 100 долларов аппарат компании так и не достиг орбиты, что привело к потере девяти малых спутников. На фоне недоверия инвесторов акции Virgin Orbit резко рухнули. За последний год стоимость компании обвалилась более чем на 90%.

4 апреля 2023 года Virgin Orbit объявила о банкротстве, за несколько дней до этого сообщив, что увольняет 85% персонала. Причиной решения стал недостаток финансирования. По мнению аналитиков, Virgin Orbit не смогла набрать достаточное число заказов от государственных и коммерческих структур. Хотя в прошлом году компания объявила о наличии контрактов на сумму 143,1 млн долларов.

Какие перспективы?

После банкротства Virgin Orbit эксперты заговорили о том, что вся частная космонавтика, на которую возлагалось столько надежд, может оказаться очередным пузырем, который лопнет уже скоро, пишет РБК.

Впервые такие мысли стали возникать еще летом 2022 года. Свою позицию эксперты объяснили наличием системного риска отрасли, который спровоцировало чрезмерное финансирование стартапов со спекулятивными бизнес-​моделями по неустойчивой оценке. Но внешне ситуация выглядела стабильной. Рынок космических технологий в 2022 году вырос на 8% и аналитики были уверены, что экономика космоса остается привлекательной.

В настоящее время инвесторы учитывают макроэкономические факторы и предпочитают финансировать компании, способные быстро генерировать прибыль. Повышение ключевой ставки ФРС провоцирует их выводить деньги из рынка рискового капитала. При этом критерии отбора перспективных проектов ужесточаются. Однако, по мнению аналитиков, ниша запусков спутников на орбиту останется интересной для инвесторов, настроенных играть в долгую.

Что касается перспектив космического туризма, то сейчас такие туры обходятся очень дорого (самый дешевый билет на суборбитальный полет стоит около 450 тысяч долларов), и лишь небольшой сегмент потребителей способен получить этот опыт. В 2021 году суборбитальный полет совершили 18 человек, орбитальный — четыре, еще двое побывали на МКС, подсчитал Forbes.

Ожидается, что повышении конкуренции и разработка новых технологий позволит снизить цены. Тем более, что интерес к развитию космического туризма подтвердили Россия, Китай, Япония и Индия. При этом эксперты сомневаются, что вряд ли можно за счет продажи билетов профинансировать полный цикл создания космической техники.

Помимо высоких цен и ограниченной клиентской базы, индустрии космического туризма угрожают высокая аварийность и возможные изменения законодательства. Любой форс-мажор будет играть против частной космонавтики.