Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 24 мая 2017 г.

Соблюдение специально установленных санитарно-эпидемиологических требований <1> поможет субъектам торговли, реализующим продовольственные товары, обеспечить качественный сервис и избежать санкций при возможной проверке.

На заметку
Органами, проверяющими соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, являются ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии <2>

С контрольным списком вопросов (чек-листом) можно ознакомиться на сайте Минздрава <3>. Обратим внимание на некоторые требования.

Общие требования

Проверяющие могут запросить:

– документы по аттестации рабочих мест по условиям труда <4>;

– документы по паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда <5>;

– документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка утилизации отходов <6>;

– аптечки с содержимым согласно установленному перечню <7>.

Законодательством установлена обязанность для всех организаций осуществлять в пределах своей компетенции санитарно-противоэпидемические мероприятия, обеспечивать проведение производственного контроля <8>.

Проверяющие могут запросить:

– программу производственного контроля <9>;

– договор с учреждением здравоохранения на проведение периодических медосмотров;

– списки профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, акты периодических медосмотров, журнал предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра, а также журнал освидетельствования работающих <10>.

Требования к территории и помещениям организации

Все производственные, вспомогательные и бытовые помещения должны <11>:

– быть обозначены табличками с указанием их назначения;

– использоваться по назначению.

Обратите внимание!
Системы водоснабжения и водоотведения, освещение помещений, параметры микроклимата должны соответствовать требованиям установленных ТНПА <12>

Нельзя размещать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под жилыми помещениями или рядом с ними <13>.

Если в торговом объекте есть специализированные отделы, то в нем также должны быть изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевой продукции к реализации (гастрономических, молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей). Если реализуется мясо, которое поставляется в виде туш (отрубов и т.д.), – должно быть помещение разрубочной для мяса с моечной ванной и дополнительным холодильником <14>.

На заметку
При отсутствии в торговом объекте мест общественного питания следует определить помещения для приема пищи работниками организации <15>

Территория должна быть благоустроена и содержаться в чистоте в любое время года (уборку нужно проводить ежедневно и по мере необходимости). При этом для хранения инвентаря необходимо выделить отдельное помещение или специальное место <16>. Места для хранения тары на территории следует оборудовать навесами <17>.

Обратите внимание!
Необходимо обеспечивать защиту всех помещений от грызунов и насекомых – проводить специальные мероприятия, во время которых деятельность торгового объекта запрещается <18>

Уборочный инвентарь, средства дезинфекции и моющие средства должны присутствовать в количестве, необходимом для проведения уборки. Инвентарь, предназначенный для помещений различного назначения (а также для витрин, прилавков, холодильных шкафов и т.д.), должен быть раздельным, маркированным с указанием его назначения или отличаться от другого инвентаря по цветовой гамме и храниться в специально выделенных местах <19>.

Обратите внимание!
Проверяющие могут обратить внимание на соблюдение режимов мойки инвентаря и оборудования <20>

Для сбора отходов и мусора в помещениях следует установить металлические или пластмассовые бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, бачки должны очищаться, а по окончании работы – промываться и обрабатываться <21>.

Требования к персоналу. Личная гигиена работников

Обязательными требованиями для работников, непосредственно участвующих в процессе обращения пищевой продукции, являются <22>:

– наличие медсправки о состоянии здоровья, выданной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

– обеспечение комплектами сменной санитарной одежды;

– соблюдение определенных процедур перед началом работы.

На заметку
Совместное хранение санитарной одежды, спецодежды и личной одежды работников организации не допускается <23>

Требования к оборудованию, инвентарю, посуде

Применяемые оборудование, инвентарь, упаковочные средства, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для применения законодательством. Инвентарь, посуда, тара, внутренние поверхности оборудования должны иметь легко очищаемую гладкую поверхность, без щелей, зазоров, выступающих болтов или заклепок и других конструктивных элементов, затрудняющих санитарную обработку <24>.

Проверяется соблюдение требований, установленных для конкретного вида инвентаря <25>, а также порядок его санитарной обработки (мытья) <26>.

Качество и безопасность пищевых продуктов

С пищевой продукцией нужно обращаться в соответствии с требованиями, определенными главой 7 СанПиН N 132. В частности, следует обратить внимание:

– на наличие лиц, ответственных за контроль соблюдения требований к приему, хранению, реализации продукции (и наличие подтверждающих документов – приказов, должностных инструкций и т.д.);

– наличие документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность товаров;

– соблюдение условий хранения продукции;

– контроль за соблюдением сроков годности продукции и т.д.

Чем грозит несоблюдение санитарных правил

Если будут выявлены нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создающие угрозу жизни и здоровью населения, национальной безопасности, окружающей среде, проверяющие вправе приостановить (запретить) работу торгового объекта (реализацию товаров) <27>.

Обратите внимание!

Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей и г. Минска имеют право приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта в случае выявления по результатам проверки нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения <28>

Кроме того, нарушение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, на ИП – до 200 БВ, а на юрлицо – до 500 БВ <29>.