При проведении проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда (далее — ОТ) представители инспекций труда сталкиваются с локальными нормативными правовыми актами (ЛНПА), датированными порой началом века.
В таком случае организациям иногда указывают на необходимость актуализации таких документов. Данное требование в первую очередь касается многочисленных документов по ОТ (например, инструкций по ОТ).

Однако текучка в организациях высока, и нередко встречаются случаи, когда инструкция разработана и утверждена лицом, уже уволенным на момент проверки. Можно ли требовать пересмотра документа только на этом основании?

Давайте разберемся.

Какой ЛНПА обладает юридической силой и каков срок его действия?

В своей деятельности абсолютное большинство организаций использует многочисленные ЛНПА. Ключевое слово в этом понятии — «локальный». Оно означает, что такой акт действует в рамках только одной или нескольких организаций <*>. В этом его главное отличие от нормативного правового акта (НПА) <*>.

Наиболее распространенными примерами ЛНПА являются коллективные договоры (соглашения), правила внутреннего трудового распорядка и, конечно же, инструкции по ОТ <*>.

Для того чтобы ЛНПА или любой иной внутренний документ организации обладал юридической силой, в нем должны присутствовать как минимум четыре обязательных реквизита. К таковым относятся: наименование организации и (или) ее структурного подразделения, в котором он принят, дата принятия (подписания), регистрационный индекс и подпись уполномоченного лица.

Для отдельных видов документов предусмотрены дополнительные реквизиты, придающие им юридическую силу.
К ним относятся: «гриф утверждения», «печать», «отметка о заверении копии» <*>.

Примерный перечень документов, которые подлежат утверждению, приведен в законодательстве <*>.
Среди них названы и инструкции по ОТ.

Первый из вышеуказанных дополнительных реквизитов наиболее часто используется при утверждении инструкций по ОТ. Однако этот способ — далеко не единственный возможный вариант.

Любой ЛНПА по ОТ может утверждаться двумя способами: посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи или изданием распорядительного документа (например, приказа).
Оба способа по юридической силе равнозначны <*>.

При этом само по себе утверждение ЛНПА является одним из способов удостоверения документа уже после его подписания лицом, разработавшим и (или) составившим его. Документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую силу только с момента утверждения.

Относительно инструкций по ОТ можно вести речь о том, что на практике широко используются оба вышеуказанных способа <*>.

Касательно сроков действия ЛНПА функционирует следующее правило: если в его тексте не оговорено иное, то такой документ действует бессрочно. Некоторые ЛНПА принимаются исключительно на определенный период. Например, срок действия коллективного договора не может превышать трех лет <*>.

По аналогии с НПА <*> действие ЛНПА может быть прекращено, в частности, в следующих случаях:
— по истечении срока, на который был он рассчитан (если документ временный);
— признания ЛНПА целиком или частично утратившим силу;
— принятия нового ЛНПА взамен ранее действующего.

Кто вправе утверждать ЛНПА?

Полномочия должностных лиц нанимателя на принятие тех или иных решений определяются на основании законодательства либо действующих в организации документов. В роли последних, как правило, выступают уставы организаций, положения об обособленных (филиал, представительство) или структурных (цех, отдел, участок и т.д.) подразделениях организации, должностные инструкции, доверенности, письменные распоряжения вышестоящих организаций, приказы и т.п.

На заметку
Под уполномоченными должностными лицами нанимателя понимаются руководители организации и ее обособленных подразделений. К таковым лицам также относятся заместители руководителей организаций, руководители структурных подразделений, а также их заместители, мастера, специалисты или иные работники. Таким лицам в силу законодательства или нанимателями предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений <*>.

Под должностью понимается служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности <*>.

Вышеуказанные уполномоченные должностные лица в силу делегированных им полномочий могут выполнять самые различные функции в трудовых отношениях, например: оформлять документы, издавать обязательные к исполнению приказы (распоряжения), постановления и иные ЛНПА, в том числе утверждать инструкции по ОТ, осуществлять контроль за их исполнением, проверять правильность действий подчиненных и т.п.

Они могут также совершать иные действия, вытекающие из трудовых отношений. Это могут быть действия, связанные, в частности, с допуском вновь принятых работников к самостоятельной работе или записью на прием к руководителю организации, истребованием объяснений о причинах нарушения трудовой дисциплины, изменением графиков сменности, внесением предложений о поощрениях, выдачей справок о работе и т.д.

При этом для трудовых отношений не имеют правового значения конкретные фамилия, имя и отчество руководителя организации или иных уполномоченных должностных лиц нанимателя. В частности, документы, подписанные и (или) утвержденные вышеуказанными лицами, действуют и после их увольнения до тех пор, пока не будут отменены или изменены в установленном порядке <*>.

Напомним, что по общему правилу проверка инструкций по ОТ осуществляется не реже одного раза в пять лет, а инструкций по ОТ для профессий и работ с повышенной опасностью — не реже одного раза в три года <*>.

В отношении сроков пересмотра инструкций по ОТ законодательством также установлено специальное правило. Оно указывает, что если в течение вышеназванных сроков условия труда на рабочих местах и требования НПА, технических НПА, использованных при составлении инструкции, не изменились, то приказом по организации ее действие продлевается на следующий срок. Такое продление возможно неоднократно. При этом на первой странице инструкции по ОТ каждый раз должна быть сделана следующая запись: «Срок действия продлен.
Приказ от __ N __» <*>.

Таким образом, в ситуации, сформулированной в преамбуле, оснований для переиздания инструкций по ОТ, приказов об утверждении таких инструкций не имеется. Соответственно требовать пересмотра инструкций по ОТ только по причине смены руководителя организации или иного уполномоченного должностного лица, утвердившего ее, неправомерно.