Вопрос: Согласно решению комиссии по оздоровлению, созданной в организации, применяющей УСН, работнику выделена путевка за счет средств государственного социального страхования стоимостью 4000 руб. Размер платы, вносимой работником за путевку, исходя из его среднемесячного заработка составил 50%, или 2000 руб. Эта сумма внесена в кассу организации и перечислена в ФСЗН. Возникает ли в данном случае объект обложения налогом при УСН?

Ответ: Нет, не возникает.

Объектом налогообложения налогом при УСН признается валовая выручка <*>.

Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов <*>. Для того чтобы определить, имеет ли место в указанной в вопросе ситуации факт реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав организацией, осуществляющей выдачу путевки своему работнику, обратимся к ст. 31 НК. Пунктом 1 ст. 31 НК установлено, что реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.

Порядок осуществления санаторно-курортного лечения и оздоровления населения за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 N 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения», которым утверждено Положение о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление (далее — Положение N 542). Пунктом 2 Положения N 542 определено, что организация санаторно-курортного лечения и оздоровления населения обеспечивается Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее — Центр) во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями. Центр ежегодно приобретает путевки в санаторно-курортные и оздоровительные организации (далее — путевки), кроме путевок с проживанием в номерах «люкс» и «полулюкс», путем проведения в соответствии с законодательством конкурсов (иных процедур закупок) в пределах средств, предусмотренных в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год, и средств государственного социального страхования, предусмотренных на субсидии и текущие трансферты.

Путевки, приобретенные Центром за счет средств государственного социального страхования, распределяются лицам, подлежащим обязательному государственному социальному страхованию, за которых в установленном порядке нанимателем уплачиваются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд), их несовершеннолетним детям, а также лицам, сопровождающим этих детей на санаторно-курортное лечение. Выдача путевок работающим лицам производится по решению комиссий по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее — комиссии), создаваемых в организациях, по месту работы <*>.

Изложенное позволяет сделать вывод, что стороной, реализующей путевку работнику, является именно Центр. Организация, в которой создана комиссия, является в описанной схеме лишь транзитным звеном, посредником, который должен обеспечить выдачу путевок тем лицам, которые в соответствии с законодательством имеют право на оздоровление (лечение) за счет государства, и произвести перечисление полученных от них средств в Фонд (или республиканский бюджет) в соответствии с п. 16 Положения N 542. Подтверждением этому может служить тот факт, что нигде в Положении N 542 не говорится о том, что передаваемые по накладной Центром путевки приобретаются организацией или передаются в ее собственность, а также то, что невостребованные в организации путевки должны быть возвращены Центру <*>.

По мнению автора, в рассматриваемой ситуации для целей налогообложения налогом при УСН должен применяться порядок, изложенный в абз. 2 ч. 6 п. 2 ст. 288 НК: при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или совершении иных сделок, других юридически значимых действий на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, а также при оказании услуг по договорам транспортной экспедиции у комиссионера (поверенного), иного аналогичного лица и экспедитора валовая выручка определяется как сумма вознаграждения, а также дополнительной выгоды.

Так как предприятие, осуществляющее выдачу приобретенных Центром за счет средств Фонда путевок, никакого вознаграждения не получает, то соответственно и объект налогообложения налогом при УСН не возникает.