Организация обеспечивает работников телефонной связью. Рассмотрим бухучет и налогообложение в случае, когда работники совершали телефонные звонки в личных целях и возмещают их стоимость организации.
Способы возмещения
Стоимость личных телефонных разговоров работников возмещается организации двумя способами:
1) путем внесения денежных средств в ее кассу (на счет);
2) путем удержания из зарплаты работников.
При этом удержать из зарплаты можно по письменному заявлению работника.
А общий размер удержаний в таком случае не должен превысить 20 процентов его зарплаты <1>.
Налогообложение
По возмещаемой работниками стоимости личных телефонных разговоров организация не исчисляет и не уплачивает в бюджет:
— подоходный налог с физических лиц, так как дохода, облагаемого этим налогом, работник от нее не получает <2>;
— страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах. Объекта для начисления этих взносов нет <3>;
— НДС, так как стоимость оплаченных ею для своих работников услуг телефонной связи этим налогом не облагается. Суммы «входного» НДС, предъявленные оператором связи в этой стоимости услуг, организация к вычету не принимает <4>.
Отдельно надо сказать про налог на прибыль. В целях приобретения услуг телефонной связи организация заключает с оператором договор об оказании услуг электросвязи. Суммы возмещения личных телефонных разговоров, полученные от работников, и их стоимость учитываются при налогообложении прибыли в зависимости от условий этого договора.
Так, по условиям договора организация может выступать в роли:
1. абонента. Оператор предоставляет услуги связи организации-абоненту. Работники возмещают ей стоимость личных телефонных разговоров. В этом случае на дату поступления суммы возмещения полностью включаются во внердоходы. В том отчетном периоде, в котором получено возмещение, но в пределах его сумм, стоимость личных телефонных разговор работников учитывается во внеррасходах <5>.
Например, стоимость личных телефонных разговоров работника за текущий месяц удержана при выплате ему зарплаты в следующем месяце. На дату выплаты зарплаты в следующем месяце удержанная из нее сумма полностью включается во внердоходы, а стоимость личных разговоров, но в пределах удержанной суммы, – во внеррасходы;
2. клиента и оплачивать услуги связи в пользу абонентов – своих работников. Работники же компенсируют ей стоимость этих услуг, использованных в личных целях. В таком случае стоимость компенсируемых услуг связи и суммы полученной компенсации при налогообложении прибыли не учитываются <6>.
При расчете налога при УСН суммы возмещения личных телефонных разговоров работников учитываются во внердоходах так же, как и при налоге на прибыль. То есть они полностью включаются во внердоходы на дату поступления <7>.
Бухгалтерский учет
Так как организация оплачивает оператору связи личные телефонные разговоры работников и возмещает их стоимость, в том числе из их зарплаты, от такой хозоперации она не получает экономической выгоды. Как следствие, для целей бухучета доходы и расходы не возникают. Поэтому удержание из зарплаты стоимости этих разговоров отражается на счетах учета расчетов. Так, для расчетов с оператором связи используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а с работниками по возмещаемым суммам — субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению ущерба» <8>.
Кроме того, по суммам возмещения личных телефонных разговоров, которые учитываются при расчете налога на прибыль, а для целей бухучета в доходы не включаются, возникают постоянные разницы. Эти разницы в бухучете не отражаются <9>.
В бухучете производятся следующие записи:
Проводка | Содержание операций |
Д-т 60 — К-т 51 и др. | Оплачены личные телефонные разговоры работников <10> |
Д-т 73-2 — К-т 60 | Отражена подлежащая возмещению работниками стоимость их личных телефонных разговоров <11> |
Д-т 50, 51, 70 — К-т 73-2 | Отражено возмещение работниками стоимости личных телефонных разговоров <12> |