Ситуация
Работник торговой организации направлен в командировку на легковом автомобиле Renault Duster 2.0i, принадлежащем организации. Автомобиль оборудован 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (АКПП), кондиционером, работает на бензине.
В соответствии с заданием работник следовал по маршруту Минск — Жодино — Могилев — Минск.
Пробег автомобиля составил:
1) по городам:
— Минск — 5 км;
— Жодино — 3 км;
— Могилев — 8 км;
2) по дорогам с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенных пунктов (далее — загородные дороги):
— Минск — Жодино — 70 км;
— Жодино — Могилев — 169 км;
— Могилев — Минск — 199 км.
Приказом руководителя к линейной норме расхода топлива применяется повышение (понижение) по следующим основаниям <*>:
Основание | Увеличение нормы, % | Уменьшение нормы, % |
Наличие кондиционера | 7,00 | |
Перемещение по загородным дорогам | 15,00 | |
Эксплуатация в городах с населением: | ||
— от 100 тыс. до 300 тыс.чел.; | 5,00 | |
— от 300 тыс. до 1 млн.чел.; | 10,00 | |
— от 1 до 3 млн.чел. | 15,00 |
Учетной политикой установлено, что учет топлива ведется в литрах с точностью два знака после запятой.
Линейная норма расхода топлива
На автомобиль Renault Duster 2,0i с 4-ступенчатой АКПП установлена обязательная к применению линейная норма расхода топлива (далее — линейная норма) — 9,8 л/100 км <*>.
Повышение (понижение) линейной нормы
К линейной норме расхода топлива применяются повышения (понижения) по отдельным основаниям <*>. Повышение (понижение) устанавливаются приказом руководителя <*>.
В рассматриваемой ситуации повышение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля <*>:
1) в городах с численностью:
— от 100 тыс. до 300 тыс.чел. — не более 5%;
— от 300 тыс. до 1 млн.чел. — не более 10%;
— от 1 млн. до 3 млн.чел. — не более 15%;
— свыше 3 млн.чел. — не более 25%.
По данным Белстата, численность населения на 01.01.2018 составляет:
— в Минске — 1982444 чел.;
— в Могилеве — 381353 чел.;
— в Жодино — 64559 чел.
В нашей ситуации применяется повышение линейной нормы при эксплуатации автомобиля:
— в Минске (население от 1 млн. до 3 млн.чел.) — на 15%;
— в Могилеве (население от 300 тыс. до 1 млн.чел.) — на 10%.
При эксплуатации автомобиля в Жодино повышение не применяется, т.к. численность населения меньше 100 тыс.чел.;
2) оборудованного кондиционером. Линейную норму можно повысить не более, чем на 7%. Повышение устанавливается независимо от времени года и температуры наружного воздуха.
В рассматриваемой ситуации автомобиль оснащен 4-ступенчатой АКПП. При эксплуатации автомобилей, оборудованных АКПП, допускается повышение линейной нормы не более, чем на 6% <*>. Вместе с тем для нашего автомобиля линейная норма установлена с учетом АКПП. Поэтому такое повышение не применяется.
Понижение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля на загородных дорогах. Такое понижение возможно не более чем на 15% <*>.
При применении одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности <*>.
Расчет нормируемого расхода топлива
Норма расхода топлива рассчитывается по формуле:
где
Рнорм — нормируемый расход, л;
Нлин — линейная норма расхода топлива, л;
Пi — расстояние, пройденное автомобилем в определенных условиях эксплуатации (пробег), км;
ki — коэффициент корректировки линейной нормы расхода топлива в этих условиях эксплуатации.
Примечание
Формула приведена из комментария к Инструкции N 141, размещенного на сайте РУП «Транстехника».
Коэффициент 0,01 применяется в связи с тем, что пробег определяется в километрах, а линейная норма установлена на 100 км.
Рассчитаем нормируемый расход топлива в рассматриваемой ситуации:
Рнорм | Пояснения |
(9,8 x 0,01) | 9,8 л — линейная норма расхода топлива |
x | |
(5 x (1 + 0,15 + 0,07)) | Пробег по Минску |
+ | |
(3 x (1 + 0,07)) | Пробег по Жодино |
+ | |
(8 x (1 + 0,1 + 0,07)) | Пробег по Могилеву |
+ | |
((70 + 169 + 199) x (1 — 0,15 + 0,07)) | Пробег по загородным дорогам |
= | |
41,32 | Расход топлива по норме, л |