Вопрос: Водитель грузового автомобиля, принадлежащего торговой организации, при выезде за пределы Республики Беларусь в служебную командировку уплатил сбор за пересечение границы в сумме 29 руб. с помощью личной банковской карточки. Командировка осуществлялась с целью доставки в Республику Беларусь приобретенного за границей товара, перевозку которого по условиям договора с поставщиком осуществляет торговая организация — покупатель за свой счет. Возмещаются ли водителю расходы на уплату сбора за пересечение границы? Как их отразить в учете организации?

Ответ: Расходы на уплату сбора возмещаются водителю как иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя. Для бухучета они классифицируются как затраты, связанные с приобретением товаров. Они могут относиться на увеличение стоимости товаров или на расходы на реализацию в зависимости от учетной политики организации. Для прибыли включаются в затраты, учитываемые при налогообложении. Сумма компенсации подоходным налогом не облагается. Взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются.

Обоснование: С 2021 года областным Советам депутатов предоставлено право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц местный сбор за пересечение транспортными средствами Государственной границы Республики Беларусь в пунктах пропуска (далее — сбор за пересечение Государственной границы). Отметим, что для целей взимания сбора к транспортным средствам относятся механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн, за исключением колесных тракторов и самоходных машин (п. 1, 2 ст. 4 Закона N 72-З).

На сегодняшний день такой сбор введен всеми областными Советами депутатов, на территории которых расположены пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь с Польшей, Литвой, Латвией, Украиной.

Сбор за пересечение Государственной границы введен:

— Гомельским облсоветом — решением от 29.03.2021 N 245;

— Гродненским облсоветом — решением от 30.03.2021 N 305;

— Брестским облсоветом — решением от 24.05.2021 N 247;

— Витебским облсоветом — решением от 29.06.2021 N 238.

Плательщиками сбора являются водители принадлежащих организациям транспортных средств, пересекающих Государственную границу. Уплата сбора производится по установленной соответствующим облсоветом ставке до пересечения или во время пересечения границы. На сегодняшний день ставки сборов установлены на одинаковом уровне и составляют 1 БВ. Сбор уплачивается в белорусских рублях (п. 3, 6, 9 ст. 4 Закона N 72-З, п. 3 решения N 245, п. 1 решения N 305, п. 2 решения N 247, п. 1 решения N 238).

Оплата может производиться различными способами, в том числе с помощью личной банковской карточки. При пересечении границы в пункте пропуска водитель обязан представить документ, подтверждающий уплату сбора (п. 10 ст. 4 Закона N 72-З).

Наниматель, направивший работника в служебную командировку, обязан выдать ему аванс и (или) обеспечить наличие денежных средств на счете, к которому выдана банковская платежная карточка, в белорусских рублях и (или) иностранной валюте и возместить в том числе иные произведенные командированным работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (далее — иные расходы) (ч. 2, 3 ст. 95 ТК, ч. 1 п. 5 Положения N 176). Возмещение расходов при направлении в командировки водителей, осуществляющих автомобильные перевозки, регулируется главой 7 Положения N 176. Перечень иных расходов, подлежащих возмещению направленному в командировку водителю, определен ч. 1 п. 43 Положения N 176 (ч. 4 п. 5 Положения N 176). В нем отсутствуют расходы на уплату сбора за пересечение границы, но перечень не является закрытым. С учетом того что обязанность уплатить сбор установлена законодательством, является одним из условий для пересечения Государственной границы и произведена водителем в связи с зарубежной командировкой, считаем, что расходы водителя на уплату сбора можно отнести к иным расходам, произведенным им с ведома нанимателя, и, соответственно, к подлежащим возмещению последним. Для возмещения водитель представляет отчет об израсходованных суммах с приложенными к нему документами, подтверждающими произведенные расходы (ч. 2 п. 43 Положения N 176, п. 75, 79, ч. 3 п. 89, ч. 1 п. 91 Инструкции N 117).

В рассматриваемой ситуации водитель направлен в зарубежную командировку для доставки в Республику Беларусь приобретенных организацией товаров. Данные расходы по договору с поставщиком несет белорусская организация — покупатель. Соответственно для целей бухучета расходы на уплату сбора за пересечение границы можно классифицировать, по нашему мнению, как затраты на доставку (транспортировку) товаров (далее — транспортные затраты). В свою очередь такие затраты относятся к затратам, связанным с приобретением товаров (ч. 7 п. 49 Методических рекомендаций N 130, п. 7 Инструкции N 133).

Затраты, связанные с приобретением товаров, могут быть отнесены на увеличение стоимости приобретенных товаров или на расходы на реализацию. Порядок их отражения организация закрепляет в учетной политике (ч. 6 и 7 письма N 15-1-18/15-1, п. 4 ст. 9 Закона N 57-З, п. 32, 35 Инструкции N 50).

Затраты, отнесенные на стоимость товаров, по мере признания выручки от реализации этих товаров относят в дебет субсчета 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» в составе стоимости товаров (абз. 3 ч. 1 п. 9, ч. 1 п. 35 Инструкции N 102, ч. 1, 2, 10, 11 п. 70 Инструкции N 50).

Затраты, отнесенные в соответствии с учетной политикой на расходы на реализацию, в конце отчетного периода подлежат распределению между реализованными и нереализованными товарами (абз. 3 п. 12 Инструкции N 102, ч. 10 п. 49 Методических рекомендаций N 130).

С учетом норм ч. 9 п. 49 Методических рекомендаций N 130 расходы, связанные с эксплуатацией собственного транспорта, не относятся к транспортным затратам, связанным с доставкой товаров в организацию торговли, а в соответствии с их экономическим содержанием отражаются по соответствующим статьям расходов на реализацию. Состав расходов, связанных с эксплуатацией собственного транспорта, не приведен. К ним принято относить расходы, необходимые для использования автомобиля по назначению (расходы на топливо, заработная плата водителя, амортизация автомобиля и т.п.). Полагаем, что расходы на уплату сбора за пересечение границы к ним не относятся.

Методика распределения транспортных затрат между реализованными и нереализованными товарами законодательно не утверждена. Организация самостоятельно определяет ее и закрепляет в учетной политике. Как вариант, она может применить методику, закрепленную в п. 50 Методических рекомендаций N 130.

Сумма транспортных затрат, приходящихся на реализованные товары, списывается в конце отчетного периода в дебет субсчета 90-6 «Расходы на реализацию» (абз. 3 п. 12, ч. 3 п. 35 Инструкции N 102, ч. 1, 2, 13 п. 70 Инструкции N 50).

Для налога на прибыль сумма сбора, уплаченного за транспортное средство, принадлежащее организации, включается этой организацией в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в составе себестоимости реализованных товаров либо в составе расходов на реализацию, учтенных на субсчете 90-6 (абз. 2 п. 12 ст. 4 Закона N 72-З).

Исходя из вышеизложенного расходы на уплату сбора за пересечение Государственной границы в бухучете и при расчете налога на прибыль отражаются следующим образом.

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены расходы на уплату сбора за пересечение границы 44 (41) 71
Отражено возмещение водителю расходов 71 50 (51)
Если учетной политикой предусмотрено отнесение затрат, связанных с приобретением товаров, на увеличение стоимости таких товаров
Списана учетная стоимость реализованных товаров, сформированная с учетом расходов на уплату сбора за пересечение границы 90-4

<1>

41
Если учетной политикой предусмотрено отнесение затрат, связанных с приобретением товаров, на расходы на реализацию
Списаны расходы на реализацию в сумме уплаченного сбора, приходящиеся на реализованные товары 90-6

<1>

44
———————————

<1> Учитываются при расчете налога на прибыль.

Для подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 199 НК). Отдельные доходы освобождаются от подоходного налога. В частности, к ним относятся выплаты, указанные в ч. 3 п. 4 ст. 208 НК. В состав таких выплат включены иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством. С учетом сказанного полагаем, что сумма возмещения водителю расходов на уплату сбора освобождается от подоходного налога.

Объектом для начисления взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан по общему правилу являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем N 115, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы в ФСЗН (абз. 2 ст. 3 Закона N 138-XIII).

Объектом для начисления взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу работника по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем N 115 (абз. 2 п. 272 Положения N 530, ч. 1 п. 2 Положения N 1297).

В частности, взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются на компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в гл. 9 ТК (п. 3 Перечня N 115). С учетом того что  ст. 95 ТК установлена обязанность нанимателя возместить работнику в том числе понесенные им в командировке иные расходы, произведенные с разрешения или ведома нанимателя, полагаем, что на сумму компенсации водителю расходов на уплату сбора взносы в ФЗСН, Белгосстрах не начисляются.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex