К процедуре ликвидации прибегают, как правило, юрлица и ИП (далее — субъекты хозяйствования), у которых возникают значительные трудности в получении выручки для закрытия текущих расходов по ведению деятельности в силу различных причин. В связи с этим очевидным становится решение прекратить осуществлять предпринимательскую деятельность и принять решение о добровольной ликвидации. В свою очередь, стоит иметь в виду, что процедура ликвидации сопряжена с обязательными и возможными сопутствующими расходами, поэтому советуем просчитать все расходы заранее и быть готовыми к процедуре.

В настоящей статье рассмотрим все возможные расходы в процедуре ликвидации, которые могут возникнуть на каждом из ее этапов (за исключением случаев уплаты кредиторской задолженности, в том числе перед работниками, а также курьерских и транспортных расходов на доставку документов).

Этап 1. Принятие решения о ликвидации. Обращение в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации

1. Привлечение лиц, осуществляющих функции ликвидатора или оказывающих услуги по сопровождению процедуры ликвидации.

Вместе с принятием решения о ликвидации юрлица или прекращении деятельности (далее — ликвидация) ИП прежде всего следует определиться с лицами, ответственными за проведение всей процедуры.

Так, с момента принятия решения о ликвидации все полномочия по управлению юрлицом переходят к ликвидатору (п. 3 ст. 58 ГК, ч. 7 п. 6 Положения о ликвидации). Они могут быть переданы посредством как трудового, так и гражданско-правового договора в зависимости от субъектности ликвидатора (работник юрлица, привлеченное для оказания услуг физлицо или субъект хозяйствования, осуществляющий полномочия ликвидатора на профессиональной основе). Часто отношения с ликвидатором регулируются смешанным договором, содержащим признаки договора возмездного оказания услуг (ст. 733 ГК) и договора поручения (ст. 861 ГК), в связи с чем предполагается выплата вознаграждения ликвидатору за осуществление соответствующих функций. Формирование размера вознаграждения ликвидатора зависит от многих факторов (период деятельности юрлица, система налогообложения, количество работников за весь период деятельности, обороты по расчетному счету, место регистрации юрлица, количество первичных учетных документов, имущества, компетентность и опыт ликвидатора и иные), в связи с чем оно может достигать нескольких тысяч белорусских рублей. Обращаем внимание, что при заключении трудового договора с работником, который будет осуществлять функции ликвидатора, помимо расходов на выплату заработной платы, ликвидируемое юрлицо будет осуществлять уплату налогов из заработной платы (будучи налоговым агентом работника), а также уплачивать за работника взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

ИП, в свою очередь, самостоятельно осуществляют ликвидацию, к ним не предъявляются требования о назначении ликвидатора. Однако они не лишены права обратиться к лицу, оказывающему юридические услуги, для получения услуг по консультационному сопровождению процедуры ликвидации либо выдать нотариально удостоверенную доверенность такому лицу для участия в процедуре ликвидации от имени ИП. Стоимость таких услуг также зависит от многих факторов, в связи с чем советуем предварительно изучить рынок услуг в сфере ликвидации.

Обращение к лицам, осуществляющим деятельность в области ликвидации на профессиональной основе, способно значительно сократить период проведения ликвидации (они обеспечивают с первого раза прохождение всех необходимых процедур, в том числе таких сложных, как сдача документов ликвидируемого субъекта хозяйствования в архив), а также сделать его максимально безболезненным для учредителей, бывших директоров и главных бухгалтеров юрлица или для ИП (как правило, ликвидатор самостоятельно представляет интересы ликвидируемого субъекта хозяйствования и участвует в проведении всех проверок госорганами). В связи с этим рекомендуем приобрести профессиональные услуги при наличии финансовой возможности.

2. Определение местонахождения ликвидатора.

Юрлицо при принятии решения о ликвидации обязано определить местонахождение ликвидатора и указать сведения об этом в заявлении о ликвидации (приложение 5 к постановлению N 8).

Таким местом, как правило, являются помещения ликвидируемого юрлица либо (в случае обращения к лицу, осуществляющему на профессиональной основе функции ликвидатора) помещения ликвидатора. По местонахождению ликвидатора кредиторы направляют свои требования, в связи с чем важно обеспечить доставку корреспонденции в адрес ликвидатора.

В случае, если таким местом будут являться помещения ликвидируемого юрлица, у последнего, соответственно, будут расходы на оплату аренды помещения, если оно не принадлежит ему на праве собственности. Срок аренды определяется фактическим сроком ликвидации, советуем ориентироваться на срок не менее 6 календарных месяцев.

3. Публикация объявления о ликвидации.

Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления о ликвидации и приложенных к нему документов, представляет в учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» сведения о том, что субъект хозяйствования находится в процессе ликвидации (абз. 4 п. 8 Положения о ликвидации).

Размещение сведений в журнале «Юстиция Беларуси» является платным. В связи с этим с заявлением о ликвидации субъект хозяйствования предоставляет данные платежного документа, подтверждающего оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» за размещение в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» (https://justbel.info/) и последующее опубликование в очередном номере приложения к указанному журналу сведений о ликвидации (прекращении деятельности) (ч. 3 п. 7, ч. 1 п. 12 Положения о ликвидации).

С 01.04.2022 стоимость размещения объявлений составляет 32 руб. (приказ учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» от 29.03.2022 N 16). Актуальную стоимость услуг советуем проверять в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси».

4. Приобретение аудиторских услуг по независимой оценке деятельности (не обязательно).

Субъект хозяйствования вправе заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности, о чем предоставить сведения с заявлением о ликвидации в регистрирующий орган (приложения 5 и 6 к постановлению N 8). При этом в случае заключения такого договора аудиторское заключение ликвидируемый субъект обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет в течение 20 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации (п. 8 Положения N 500).

Следует иметь в виду, что если в ходе аудита выявлены нарушения, то до истечения 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации нужно будет внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при УСН, и (или) налоговые декларации (абз. 3 п. 2 постановления N 500), что также может повлечь дополнительные расходы ликвидируемого субъекта хозяйствования по приобретению соответствующих бухгалтерских услуг или по оплате работы бухгалтера.

Проведение аудиторской проверки деятельности может освободить ликвидируемый субъект хозяйствования от проведения проверок госорганами. Однако этого может и не произойти, если (п. 2 постановления N 500):

— инспекция МНС имеет информацию, не соответствующую данным аудиторского заключения, которая может повлиять на исполнение субъектом хозяйствования обязательств перед бюджетом;

— в аудиторском заключении указаны выявленные нарушения, которые в установленный срок не устранены, и в связи с ними не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при УСН, и (или) налоговые декларации (расчеты);

— налоговая в периоде, установленном для проведения проверки при ликвидации, принимала решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между налоговыми вычетами и НДС, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), на общую сумму более 3000 БВ;

— услуга по независимой оценке деятельности ликвидируемого субъекта хозяйствования не соответствует установленным требованиям по ее оказанию.

Стоимость услуг аудитора, как и ликвидатора, опять же зависит от многих факторов и может достигать нескольких тысяч рублей, однако может позволить значительно сократить срок ликвидации (как правило, в среднем ликвидация осуществляется в течение 6 — 9 месяцев ввиду загруженности госорганов по проведению проверок субъектов хозяйствования).

Указанные расходы не являются обязательными и могут быть понесены субъектом хозяйствования для целей сокращения процедуры ликвидации. Выбирать аудитора для получения соответствующих услуг по независимой оценке деятельности следует исключительно из реестра аудиторов, размещенного на официальном сайте Минфина.

Этап 2. Уведомление госорганов и кредиторов о ликвидации