Правовая ситуация: управляющей компании холдинга выдан аттестат соответствия, в котором указаны дочерние компании холдинга. Вопрос в том, может ли управляющая компания холдинга, которой выдан аттестат соответствия, без проведения процедур закупок выбрать дочерние компании холдинга для привлечения их в качестве подрядчиков по строительству объекта, заказчиком по которому выступает сама управляющая компания холдинга.

Комментарий

В Республике Беларусь холдинг представляет собой объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором одно из юридических лиц — коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами — участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), по определенным основаниям <1>.

Сам холдинг не является юридическим лицом. И хотя управляющая компания холдинга, помимо прочего, проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга, в том числе в части определения порядка ведения централизованных закупок, распределения сырья, материалов и комплектующих, продажи готовой продукции, организации маркетинговой, логистической и иной деятельности <2>, тем не менее управляющая компания холдинга и дочерние компании холдинга являются самостоятельными юридическими лицами, отношения между которыми подчиняются общим правилам гражданского законодательства с учетом норм Указа N 660.

Действующее законодательство об аттестации в строительстве предусматривает возможность получения одного аттестата соответствия для участников одного холдинга.

Так, в случае если заявитель является управляющей компанией холдинга, в состав которого входят юридические лица — участники холдинга (дочерние компании холдинга), то аттестация такого заявителя проводится в целом по холдингу <3>. При этом заявителю выдается аттестат соответствия с указанием каждого участника холдинга (дочерней компании холдинга), заявленного для аттестации.

Выдача аттестата соответствия управляющей компании холдинга не лишает юридических лиц — участников холдинга (дочерних компаний холдинга) права обратиться за выдачей им аттестата соответствия самостоятельно.

Тем самым для целей аттестации в строительстве предусматривается возможность получения разрешительного документа (аттестата соответствия) одному субъекту (управляющей компании холдинга), действующему в интересах иных лиц (дочерних компаний холдинга).

Законодательство о закупках при строительстве включает Указ от 20.10.2016 N 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ N 380), Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утв. постановлением Совмина от 31.01.2014 N 88 (далее — Положение).

В соответствии с Указом N 380, если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется для целей строительства объектов, в том числе возведения, реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства, сноса объектов, то необходимо руководствоваться нормами Указа N 380, которым для закупок товаров (работ, услуг) предусмотрены виды процедур — подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги.

Случаи, когда не требуется проведение указанных выше процедур, содержатся в Указе N 380 <4>; также требования Указа N 380 не применяются при строительстве в определенных случаях <5>. Среди приведенных норм не упоминается про приобретение без проведения процедур и неприменение норм Указа N 380 при закупках внутри одного холдинга.

Между тем в нормах Положения детализируется порядок организации и проведения процедур закупок (подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, переговоров). В частности, если строительство объектов производится застройщиком или заказчиком собственными силами (находящимися в его составе строительными подразделениями) без заключения договора строительного подряда, то привлечение подрядных организаций для выполнения проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ, а также размещение заказов на оказание услуг, закупку товаров осуществляются с учетом требований законодательства о проведении процедур закупок при строительстве <6>.

Тем самым в приведенной норме речь идет о возможности выполнения собственными силами работ при строительстве при определенных условиях:

во-первых, если работы будут выполняться находящимися в составе заказчика или застройщика строительными подразделениями (которые не являются юридическими лицами);

во-вторых, норма применима в отсутствие договора строительного подряда между заказчиком или застройщиком и их структурными подразделениями.

В связи с этим, полагаем, в рассматриваемой ситуации, когда управляющей компании холдинга выдан аттестат соответствия с указанием в нем дочерних компаний холдинга, управляющая компания холдинга может без проведения процедур закупок на основании п. 4 Положения привлечь имеющиеся у нее филиалы или иные строительные подразделения, но не дочерние компании холдинга. Это обусловлено тем, что последние не относятся к строительным подразделениям, являются самостоятельными юридическими лицами, отношения с участием таких юридических лиц регулируются договорами, в том числе договором строительного подряда, если его предметом является выполнение строительных работ.

При проведении управляющей компанией холдинга процедур закупок при строительстве с учетом норм Указа N 380 <7> в них могут принять участие в том числе дочерние компании холдинга.