Александр Александрович Михайлов,
юрист

Если все долги, которые взыскивал судебный исполнитель, погашены, должна ли удаляться информация об их принудительном взыскании из информационного ресурса «Реестр задолженностей по исполнительным документам» на интернет-портале Минюста?

Суд <*> счел, что информация удаляться не должна.

Экономический суд взыскал с ООО «И» (должник) в пользу ОАО «Б» (взыскатель) задолженность по кредитному договору, а также расходы на уплату госпошлины путем обращения взыскания на заложенное имущество по договору о залоге.

На основании выданного 16.10.2015 по делу N 253-4/2015 судебного приказа судебный исполнитель 04.11.2015 возбудил исполнительное производство N 3-14123/15. Информация о нем появилась в информационном ресурсе «Реестр задолженностей по исполнительным документам» на интернет-портале Минюста.

В рамках исполнительного производства судебный исполнитель хотел реализовать заложенное имущество на электронных торгах. Торги были объявлены несостоявшимися, однако орган принудительного исполнения понес 143,67 руб. расходов на организацию торгов.

После этого взыскатель подал заявление о возвращении исполнительного документа. Судебный исполнитель заявление удовлетворил, но взыскал с должника 143,67 руб. расходов на исполнение.

ООО «И» перечислило эти расходы платежным поручением. Главный судебный исполнитель отдела принудительного исполнения 29.11.2018 окончил исполнительное производство, а также совершил действия, чтобы удалить информацию с официального интернет-портала Минюста.

ООО «И» обратилось в экономический суд области с жалобой на бездействие главного судебного исполнителя, связанное с неудалением информации об исполнительном производстве с официального интернет-портала Минюста.

Экономический суд в удовлетворении жалобы отказал. Информация о наличии исполнительного производства в отношении ООО «И» на официальном интернет-портале Минюста на день подачи жалобы была актуальна.

Условия и порядок исполнительного производства определяет Закон об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства судебный исполнитель принимает меры по взысканию (удержанию) расходов на исполнение, принудительного сбора и штрафов, наложенных на должника в процессе исполнения исполнительного документа <*>.

Стороны не оспаривали, что взысканные с ООО «И» на основании постановления судебного исполнителя от 09.01.2018 расходы на исполнение исполнительного документа должник перечислил только 28.11.2018.

Постановление от 09.01.2018 о возвращении исполнительного документа взыскателю не содержало информации об окончании исполнительного производства. Расходы на исполнение с должника взыскали 28.11.2018, после чего 29.11.2018 судебный исполнитель окончил исполнительное производство и совершил действия по удалению информации с официального интернет-портала Минюста. Поэтому судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда сочла законными и обоснованными выводы суда об актуальности размещенной на официальном интернет-портале Минюста информации об исполнительном производстве в отношении ООО «И» в период с 09.01.2018 по 29.11.2018.

Банк данных исполнительных производств — совокупность данных, предназначенная для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства. Порядок формирования и ведения банка данных, внесения в него изменений и (или) дополнений устанавливают законодательные акты <*>.

Минюст в ответе от 22.12.2018 указал, что реестр задолженностей по исполнительным документам формируется на основе сведений автоматизированных информационных систем органов принудительного исполнения. Законодательного акта по вопросу формирования и ведения банка данных исполнительных производств пока нет.

Содержащиеся в реестре сведения имеют справочный характер. В связи с указанным за более детальной информацией заинтересованным лицам необходимо обращаться в органы принудительного исполнения. Об этом сообщается на портале Минюста.

Главный судебный исполнитель территориального органа принудительного исполнения обеспечивает функционирование банка данных исполнительных производств на соответствующей территории <*>. Он же несет ответственность за ведение базы данных АИС ПРИС. Обязанность судебного исполнителя вести реестр задолженностей по исполнительным документам на интернет-портале Минюста и ответственность за ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство не предусматривает. Поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном формировании судебным исполнителем реестра задолженностей были несостоятельны.

Поскольку обжалуемые действия (бездействие) судебный исполнитель совершил в соответствии с законом и в пределах полномочий, не нарушил права и законные интересы сторон исполнительного производства, иных лиц, суд правомерно отказал ООО «И» в удовлетворении жалобы.

Должникам следует помнить, что информация о наличии возбужденных в отношении их исполнительных производств находится в открытом доступе в сети Интернет. А это может негативно сказаться на их деловой репутации.