Вопрос: Организация общественного питания (кафе) обслуживает различные мероприятия (свадьбы, приемы иностранных делегаций и т.п.). Можно ли при формировании их стоимости применять разные уровни наценок общепита, при условии что эти мероприятия проводятся в течение одного дня?

Ответ: Да, можно.

Обоснование:

1) С позиции законодательства о ценообразовании.

Вопрос о применении одного или разного уровня наценок общепита при обслуживании разных мероприятий актуален только в том случае, если организация общественного питания формирует цены на свою продукцию исходя из розничных цен на товары, используемые в качестве сырья для производства продукции общественного питания, и наценки.

Вместе с тем законодательное требование по соблюдению данного порядка ценообразования сохранилось исключительно в отношении цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, что вытекает из норм Указа от 25.02.2011 N 72 и постановления МАРТ от 13.08.2018 N 66, которым утверждена Инструкция о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.

Во всех остальных случаях организации вправе избрать иной порядок установления цен. При этом отсутствие экономического обоснования цен правонарушением не будет считаться. Это следует из норм подп. 2.3 п. 2 Указа от 25.02.2011 N 72 и ч. 3 ст. 12.4 КоАП, и, соответственно, вопрос о возможности (или невозможности) применения разных уровней наценок общепита, при условии что эти мероприятия проводятся в течение одного дня, уже не стоит и определяется исключительно локальными нормативными актами, существующими в организации общественного питания.

Если же учетной политикой организации, положением по ценам (или иным аналогичным документом) все-таки предусмотрен порядок формирования цен путем применения наценок общественного питания, то возможность их установления на разном уровне при обслуживании различных мероприятий следует прописать, сославшись на:
— для организаций общественного питания учреждений образования — п. 17 Инструкции N 66;
— для иных организаций — абз. 2 ст. 12 Закона от 10.05.1999 N 255-З «О ценообразовании», которым определено, что субъекты хозяйствования вправе самостоятельно или по договоренности с покупателем устанавливать цены на свою продукцию (товары, работы, услуги), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов).

2) С позиции норм ГК и законодательства о торговле.

Согласно п. 1 ст. 394 ГК расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства.

Требование устанавливать цены на товары (работы и услуги) и иные условия одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей, определено п. 2 ст. 396 ГК. Однако данное требование распространяется исключительно в отношении условий публичного договора.

Частным случаем публичного договора является договор розничной купли-продажи <*>.

Справочно
Аналогичное требование установлено п. 21 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью <*>.

Исходя из вышеизложенного, если организация общественного питания в течение одного дня проводит несколько мероприятий, заказчиками которых являются физические лица, целесообразно применять единые уровни наценок. В случае если в течение одного дня проводится прием иностранной делегации (мероприятие, связанное с предпринимательской деятельностью) и свадьба (мероприятие, предназначенное для личного использования), то у организации общественного питания отсутствует обязанность устанавливать наценки на одном уровне.

Читайте также

МАРТ о применении единой надбавки на крепкий алкоголь