Изменения в новом Таможенном кодексе ЕАЭС (ТмК ЕАЭС) коснулись в числе прочего порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки (ТСМП) через таможенную границу ЕАЭС. Среди самых ожидаемых перевозчиками изменений — положения, регулирующие внутренние перевозки по таможенной территории ЕАЭС.

Суть проблемы

Внутренние перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа по таможенной территории Таможенного союза начинаются и заканчиваются на этой территории. Чтобы использовать для таких перевозок временно ввезенные ТСМП, их следует поместить под одну из таможенных процедур <1>.

В противном случае действующий Таможенный кодекс таможенного союза (ТмК ТС) категорически запрещает использовать ввезенные ТСМП для этих целей.

У нарушителя указанного требования возникнет обязательство уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, подлежащем уплате при помещении таких ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Кроме того, ответственность за нарушение указанного требования устанавливает национальное законодательство страны — участницы Таможенного союза.

Для Республики Беларусь речь идет об административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП. Норма предусматривает конфискацию ТСМП.

За период действия ТмК ТС в Беларуси к административной ответственности за нарушения при внутренних перевозках привлечено большое количество иностранных международных перевозчиков. К большинству из них суды применили меру административного взыскания в виде конфискации ТСМП.

Что вызвало необходимость внести изменения в положения таможенного законодательства, регулирующие внутренние перевозки по таможенной территории Таможенного союза? С чем не согласны многие привлеченные к ответственности перевозчики?

Дело заключается в том, что наравне с ТмК ТС — международным нормативным правовым актом в Беларуси действуют и иные международные договоры с третьими странами, не входящими в Таможенный союз <2>.

Данные документы предусматривают, что перевозчики одной договаривающейся стороны могут перевозить пассажиров и грузы между пунктами, находящимися на территории другой договаривающейся стороны. То же касается грузов, перевозимых с территории другой договаривающейся стороны в третьи государства. При этом перевозчику для осуществления таких перевозок надо иметь соответствующее разрешение компетентных органов договаривающихся сторон.

Пример
Перевозка груза должна начаться и закончиться на территории Беларуси. Литовский перевозчик в силу Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном сообщении может осуществить ее, имея разрешение Минтранса Беларуси. То же касается перевозки с территории Беларуси на территорию России.

ТмК ТС и соглашения о международном автомобильном сообщении имеют для Беларуси равную юридическую силу. Однако суды, рассматривая дела об административных таможенных правонарушениях, двусторонние соглашения во внимание не принимают. Они руководствуются лишь нормами ТмК ТС.

Решение проблемы

С 1 января 2018 г. перевозчики могут использовать ТСМП (в том числе прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры) для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства — члена ЕАЭС и заканчивающейся на территории другого государства-члена, когда:

1) международный договор государства — члена ЕАЭС с третьей стороной в области автотранспорта допускает возможность такой перевозки;

2) перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта. При этом государства — члены ЕАЭС, на территориях которых начинается и заканчивается перевозка, должны быть участниками этой конференции <3>.

Можно сказать, что ТмК ЕАЭС устранил противоречие между нормами ТмК ТС и двусторонних международных соглашений. Новый международный НПА фактически разрешил иностранным международным автомобильным перевозчикам совершать внутренние перевозки по территории ЕАЭС. Но поставил условие — иметь разрешение, выданное уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС в рамках двустороннего соглашения.

Оптимизация размера налогового обязательства

ТмК ЕАЭС предусматривает более либеральный подход к иностранным автомобильным перевозчикам и в части уплаты таможенных платежей. Речь идет о случаях внутренней перевозки в нарушение требований таможенного законодательства ЕАЭС или передачи временно ввезенного ТСМП иному лицу.

Как мы рассматривали выше, в соответствии с ТмК ТС у перевозчика, который использует для внутренней перевозки иностранное ТСМП, не помещенное под таможенные процедуры, возникает обязательство уплатить таможенные платежи. Их размер соответствует размеру платежей, которые вносятся при помещении ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Аналогичные обязательства возникают у перевозчика и в случае передачи временно ввезенного ТСМП на таможенной территории ЕАЭС иному лицу.

Исходить приходится из установленных для таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления ставок таможенной пошлины и из НДС в размере 20%. Это значит, что названные суммы значительны.

В зависимости от возраста и характеристик ТСМП таможенные платежи, пени и проценты могут равняться его стоимости.

В соответствии с ТмК ТС иностранный перевозчик — нарушитель либо лишается ТСМП в связи с его конфискацией по постановлению суда, либо должен уплатить без преувеличения огромную сумму таможенных платежей. ТмК ЕАЭС предусматривает, что размер подлежащих уплате в такой ситуации таможенных платежей будет значительно ниже.

Во-первых, таможенные платежи будут уплачиваться по ставкам, установленным для таможенной процедуры временного ввоза, которые гораздо меньше ставок, установленных для таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.

Во-вторых, таможенные платежи будут подлежать уплате только за период фактического нахождения ТСМП на таможенной территории ЕАЭС.

Рассмотрим типичную ситуацию: перевозчик использовал иностранное ТСМП для внутренней перевозки или передал его другому лицу. Обязательство внести таможенные платежи уже возникло, но такое ТСМП:

— вывозится с территории ЕАЭС.

В этом случае допускается частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов. Расчетный период начинается со дня, следующего за днем выпуска ТСМП на территории ЕАЭС в качестве временно ввезенного. Заканчивается днем фактического вывоза из ЕАЭС <4>;

— помещается под таможенные процедуры, предусмотренные ТмК ЕАЭС (исключение составляет выпуск для внутреннего потребления).

В этом случае также допускается частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов. Расчетный период длится со дня, следующего за днем выпуска ТСМП в качестве временно ввезенного, по день его помещения под одну из таможенных процедур <5>.

Пример
Таможенный орган установил, что перевозчик использовал иностранное ТМСП во внутренней перевозке в нарушение положений таможенного законодательства ЕАЭС. Суд не конфисковал ТСМП в качестве предмета административного правонарушения.
В таком случае перевозчик должен внести таможенные платежи в объеме, установленном таможенной процедурой временного ввоза, только за период:
либо фактического нахождения ТСМП на территории ЕАЭС — если оно покинуло эту территорию;
либо с момента ввоза ТСМП на территорию ЕАЭС и до момента помещения под одну из предусмотренных таможенных процедур — если ТСМП находится на территории ЕАЭС.
При этом таможенные платежи будут подлежать уплате исходя из ставок, установленных для таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.

Таким образом, получается, что в соответствии с ТмК ТС перевозчик-нарушитель так или иначе понесет колоссальные потери. Они могут выражаться в виде конфискации ТСМП или уплаты больших сумм таможенных платежей.

Исходя из ТмК ЕАЭС у перевозчика есть шанс, что суд не применит конфискацию ТСМП. Достаточно будет лишь уплатить относительно незначительные таможенные платежи.

Как видим, начал действовать подход, согласно которому объем таможенных платежей снижается. Это свидетельствует о том, что законодатель пересмотрел степень негативности последствий в результате запрещенной ТмК ЕАЭС внутренней перевозки или передачи временно ввезенного ТСМП иным лицам.

Из духа закона следует, что пересмотр степени негативности внутренних перевозок должен отразиться и на применяемой судами Беларуси административной ответственности. С большой долей уверенности можно предположить, что количество случаев конфискации ТСМП уменьшится.

Легализация практики зачета таможенных платежей

Следует обратить внимание на норму ТмК ЕАЭС, которая фактически узаконила правоотношения, существовавшие в условиях отсутствия прямого законодательного закрепления.

Когда ТСМП помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, полностью или частично уплаченные и (или) взысканные ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат возврату (зачету) <6>. Это значит, что возможен зачет указанных сумм при помещении данного ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

К указанной схеме прибегают перевозчики и в рамках действующего ТмК ТС. Однако известно о ней не многим, поскольку отсутствует прямое законодательное закрепление рассматриваемой процедуры.

Анализ приведенных выше изменений в порядке и условиях перемещения ТСМП свидетельствует, что законодатель пересмотрел меры ответственности к международным перевозчикам и значительного смягчил их.

Остается надеяться, что и судебная власть в государствах — членах ЕАЭС будет применять более мягкие наказания к перевозчикам и максимально исключит из своей практики сплошную конфискацию ТСМП. В целом же основные положения таможенного законодательства, регулирующие перемещение ТСМП, остались прежними.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 8