Крупные международные логистические компании приостанавливают поставки в Россию и Беларусь в ответ на экономические санкции Запада в отношении Москвы. Участники рынка отмечают, что на выстраивание новых логистических цепочек потребуется время. При этом увеличится время доставки товаров и удорожание транспортировки. В таких условиях объем грузов может сократиться, а дефицит товаров подтолкнет их стоимость вверх.

Германская транснациональная почтово-логистическая компания DHL приостанавливает импортные транспортные перевозки в Беларусь и Россию.

— Наши входящие перевозки в Россию и Беларусь были приостановлены, поэтому мы также не принимаем поставки в эти страны до дальнейшего уведомления. Мы внимательно следим за ситуацией и будем держать вас в курсе любых дальнейших событий, — сообщается на сайте компании.

Международная служба доставки UPS также объявила, что временно ограничивает работу сервиса. Это значит, что перестанут приходить посылки в/из Украину, Россию и Беларусь.

Источник — https://pixabay.com/

— Посылки в пути, которые не могут быть доставлены, будут возвращены отправителю бесплатно, если это возможно. Мы сосредоточились на том, чтобы обезопасить своих сотрудников, обеспечить непрерывное обслуживание и минимизировать перебои доставки для наших клиентов. UPS продолжает внимательно следить за ситуацией и возобновит работу, как только это станет практически целесообразным и безопасным, — говорится в сообщении оператора.

Международные контейнерные линии, в начале российско-украинского конфликта лишь обходившие зону боевых действий, начали официально отказываться от обслуживания России. Это коснется и Беларуси,  куда шла часть грузов. Так датская Maersk, крупнейшая мировая контейнерная линия, временно прекращает отправки грузов морским, воздушным и железнодорожным транспортом в РФ и из нее.

— Мы внимательно следим за развитием ситуации с введением государствами новых санкций против России и корректировками в списке ограничений, — сообщается в объявлении компании. — Мы также начинаем ощущать воздействие ситуации на глобальные цепи поставок, в том числе на увеличение сроков доставки и задержку товаров таможенными властями на различных перевалочных хабах.

Mediterranean Shipping Company (MSC) также объявила о приостановлении с 1 марта букингов на Россию во всех бассейнах, в том числе в Балтийском, Азово-Черноморском и Дальневосточном. Maersk и MSC уточняют, что решения не распространяются на продукты, медицинские изделия и гуманитарные грузы. О приостановке обслуживания России сообщил французский контейнерный перевозчик CMA CGM.  Таким образом, с российского рынка ушли три ведущие мировые контейнерные линии с совокупной долей мирового рынка в 46,9%, пишет «Коммерсантъ». По мнению аналитиков, отказ от Maersk будет болезненным именно в силу высокой интеграции и повлияет на других участников логистических цепочек.

Ранее в правительстве Беларуси говорили, что для ряда белорусских предприятий проблемой стало закрытие одесского порта, через который проходили многие товары.

— Неприятно, но решаемо, — сказал по этому поводу 25 февраля первый вице-премьер Николай Снопков. — Области доложили, что они отрабатывают с предприятиями альтернативные пути поставок импортных товаров. Возможно, будет какая-то пауза (неделя — десять дней), чтобы выстроить другие логистические маршруты.

В правительстве допустили, что, возможно, возникнет недостаток критического импорта, типа отдельных видов свежих фруктов и овощей. «Но, думаю, и этот вопрос будет решен в рамках измененных логистических цепочек», — сказал Снопков.

2 марта швейцарская логистическая компания Kuehne&Nagel, одна из крупнейших в мире, сообщила, что приостанавливает в России импортные перевозки грузов. Она это мотивировала тем, что большинство перевозчиков прекратили свои рейсы в/из России.

В Евразийской экономической комиссии признают усложнение логистических цепочек перевозки товаров из-за введенных Западом ограничений.

— Я говорю в первую очередь об автомобильных и железнодорожных перевозках. Не все традиционные маршруты сегодня находятся в рабочем состоянии, это приводит к изменению маршрутов, и, как следствие, удорожанию транспортировки и увеличению сроков доставки, — сказала официальный представитель ЕЭК Ия Малкина.

Вместе с тем транзит из Китая в Европу по территории стран ЕАЭС в настоящее время осуществляется, подчеркнула Малкина. Однако крупные заторы образуются на границах Беларусь-ЕС. По данным на утро 2 марта, в очереди на погранпереходах в Литву, Латвию и Польшу стояло порядка 4 тысяч грузовиков. Пограничный комитет Беларуси отмечает, что Литва и Польша пропускают 80% и 69% соответственно от установленной нормы пропуска грузовиков.

Белорусские участники рынка сказали ilex, что ситуация на рынке международных грузоперевозок очень сложная.

— Сейчас разрыв цепочек поставок может быть еще хуже, чем в пандемию, — говорит один из собеседников. — Помимо того, что глобальные операторы стали игнорировать Россию и Беларусь, так еще встали вопросы безопасности. Не все компании готовы отправлять грузы, машины и водителей сюда. Отправители стали бояться ситуаций с неперечислением платежей, требуют 100% предоплату.

В еще одной логистической компании сказали, что прорабатываются варианты работы с Россией и Китаем по поставке отдельных товаров.

Впрочем, как рассказали «Ведомостям» несколько источников в логистических компаниях и железнодорожных операторах, китайские грузоотправители начали приостанавливать транзит грузов через Россию в ЕС.