Вправе ли судебный исполнитель оставить за взыскателем нереализованное имущество должника, которое находится под таможенным контролем?

Суд посчитал, что это невозможно <*>.

В отделе принудительного исполнения находилось на исполнении исполнительное производство о взыскании с СООО «С» в пользу ОАО «П» денежных средств путем обращения взыскания на заложенное имущество.

Судебный исполнитель провел торги по реализации заложенного имущества должника. Постановлением от 18.04.2018 судебный исполнитель признал торги несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие и 19.04.2018 по акту передал нереализованное имущество ОАО «П».

Постановлением от 27.07.2018 главный судебный исполнитель по области признал действия судебного исполнителя по составлению акта и передаче имущества, находящегося под таможенным контролем, незаконными. Причина — передачу такого имущества без внесения таможенных платежей Закон об исполнительном производстве не предусматривает.

ОАО «П» оспорило указанное постановление в судебном порядке, однако судебные инстанции оставили его без изменения. Дело в том, что переданное по акту от 19.04.2018 имущество до заключения договоров залога должник ввез на таможенную территорию без внесения таможенных платежей и поместил под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. В связи с этим данное имущество находилось под таможенным контролем до завершения действия таможенной процедуры в соответствии с гл. 27 ТмК ЕАЭС.

Судебному исполнителю при установлении факта регистрации за должником имущества, ввезенного на территорию Республики Беларусь без таможенных платежей (пошлин, налогов), необходимо наложить на него арест в целях сохранности (если арест не наложили таможенные органы). После этого следует запросить в Минской центральной таможне информацию:

— о нахождении (ненахождении) арестованного имущества под таможенным контролем;

— суммах предоставленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов (в случае нахождения имущества под таможенным контролем), а также о таможенном органе, который выпустил товары;

— произведенном таможенными органами взыскании (невзыскании) таможенных платежей.

О наложении ареста на имущество должника судебный исполнитель должен уведомить таможенный орган, который выпустил товары, что и сделала служба судебных исполнителей.

Обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, допускается только в случае, если за счет этих товаров взыскиваются неуплаченные таможенные платежи, пени и (или) проценты, в том числе если эти платежи, пени и (или) проценты не уплачены в отношении данных товаров <*>.

При отсутствии у должника денежных средств и имущества, необходимых для исполнения требований исполнительного документа, допускается обратить взыскание на товары, находящиеся под таможенным контролем <*>. При этом в силу абз. 6 ч. 3 ст. 123 Закона об исполнительном производстве не распределяются денежные средства, взысканные от реализации товаров, находящихся под таможенным контролем, в размере начисленных таможенными органами таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

Таким образом, из названных норм Закона об исполнительном производстве следует, что при реализации товаров, находящихся под таможенным контролем, в первую очередь необходимо уплатить таможенные платежи, пени и (или) проценты. Требования взыскателей удовлетворяются из оставшейся суммы.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС. В силу указанной процедуры такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и использования в соответствии с нею <*>.

Таким образом, ТмК ЕАЭС не допускает использования товаров, помещенных под таможенную процедуру, вне пределов СЭЗ и без внесения таможенных платежей.

Статья 208 ТмК ЕАЭС определяет порядок возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, срок их уплаты и принцип исчисления.

Согласно п. 6 ст. 208 ТмК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин исполняется при наступлении обстоятельств, указанных в п. 7 ст. 208 ТмК ЕАЭС.

Исходя из подп. 2 п. 7 ст. 208 ТмК ЕАЭС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается день передачи товаров. Когда этот день не установлен — день выявления факта их передачи иному лицу без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Исключение составляет передача указанных товаров в соответствии с п. 8, 10 и 11 ст. 205 ТмК ЕАЭС.

Комплексный анализ норм гл. 27 ТмК ЕАЭС, Закона о таможенном регулировании и Закона об исполнительном производстве позволил судебным инстанциям сформулировать обоснованный вывод, что передача другому собственнику имущества, находящегося под таможенным контролем, без уплаты (взыскания) таможенных пошлин, пеней и (или) процентов не допускается.

Необоснованной была ссылка заявителя на ст. 71 Закона о НПА. Данная норма регулирует порядок разрешения коллизий, в то время как между нормами Закона о таможенном регулировании и Закона об исполнительном производстве коллизия отсутствует.