Основные требования к организации и осуществлению розничной торговли установлены Законом о торговле.

При организации и осуществлении торговли субъекты торговли вправе определять виды торговли (розничная, оптовая), формы торговли (комиссионная торговля, торговля в стационарных, нестационарных торговых объектах, без (вне) торговых объектов, в том числе на ярмарках, развозная торговля, разносная торговля и иные формы торговли), виды и типы розничных торговых объектов в соответствии с классификациями, утверждаемыми Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, порядок и условия осуществления торговли, в том числе приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров <*>.

Действующее законодательство о торговле не содержит запретов на осуществление субъектом торговли нескольких видов и форм розничной торговли (например, по образцам без (вне) торговых объектов и разносную торговлю). Однако субъект торговли должен предоставить сведения о видах и формах торговли для включения в Торговый реестр Республики Беларусь, как того требуют нормативные предписания п. 4 ст. 10 Закона о торговле.

К разносной торговле в том числе относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарных торговых объектов без использования специальных
приспособлений <*>.

При осуществлении разносной торговли без использования специальных приспособлений договор розничной купли-продажи заключается при одновременном физическом присутствии продавца и покупателя в месте, которое не является торговым объектом (например, дома у покупателя или на его рабочем месте, во время экскурсии, в ходе проведения презентаций и т.п.).

Таким образом, реализация товаров на презентациях относится к разносной торговле.

Принцип осуществления указанной формы торговли основан на «личных продажах», при которых продавец устно представляет товар в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями в целях совершения продажи, то есть на основе индивидуальных контактов с покупателем, в том числе в ходе проведения презентаций.

Отношения между покупателями и продавцами при осуществлении разносной торговли регулируются Законом о защите прав потребителей и Правилами продажи отдельных видов товаров.

При реализации товаров на презентациях продавец обязан соблюдать законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей и обязательные требования, установленные техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь <*>.

Примечание
За нарушения правил торговли ст. 12.17 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Продавец обязан довести до сведения покупателя доступным способом, принятым в торговле <*>:

— свое наименование (фирменное наименование);

— режим работы;

— информацию о месте нахождения продавца, если оно не совпадает с местом нахождения торгового объекта;

— дату внесения сведений о торговом объекте в Торговый реестр Республики Беларусь.

До момента заключения договора, полагаю, перечисленная информация может доводиться до сведения потребителя, например, устно, на стендах, организованных в период проведения презентации, плакатах, буклетах, раздаваемых продавцом перед началом презентации, рекламных листовках и т.д.

Для продавца установлена обязанность своевременно довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах. Так, обязательная информация о товарах должна содержать сведения <*>:
— о наименовании товара;

— нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара;

— основных потребительских свойствах товара;

— цене товара и условиях оплаты товара в белорусских рублях;

— гарантийном сроке товара;

— дате изготовления;

— наименовании (фирменном наименовании), месте нахождения изготовителя, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание;

— подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

— количестве или комплектности товара;

— сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара (в белорусских рублях);

— иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

Перечисленная информация на белорусском или русском языке четким и разборчивым шрифтом доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (инструкция по эксплуатации, гарантийный талон, договор розничной купли-продажи и т.д.), на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной (т.е. если в товаросопроводительных документах указано наименование и местонахождение — полный почтовый адрес продавца, изготовителя или импортера на английском или ином иностранном языке — то информация считается непредставленной), за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя <*>.

Так как принципом осуществления указанной формы торговли (реализация товара на презентациях) является устное представление продавцом товара в присутствии одного или нескольких покупателей, то по аналогии с реализацией товаров в торговых объектах покупателю в момент проведения презентации должно быть предоставлено право ознакомиться с образцами товаров, предлагаемых продавцом к реализации. Потребитель должен иметь возможность ознакомиться на презентации с информацией, нанесенной на упаковку (этикетку), а также с товаросопроводительными документами (инструкция по эксплуатации, гарантийный талон, договор розничной купли-продажи и т.д.). В указанных документах и на товаре до сведения потребителя должна быть доведена вся вышеперечисленная информация.

Законом о защите прав потребителей предусмотрена гражданско-правовая ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре, доведенную до сведения потребителей. Потребителю предоставлено право на предъявление претензии о расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также на возмещение других убытков <*>.