Белявский Сергей Чеславович,
эксперт в сфере судебной практики
разрешения экономических споров

Кобринец Марина Викторовна,
юрист

Закупая товары за рубежом, предприниматели должны помнить о необходимости приемки их по количеству и качеству. Часто иностранные партнеры идут навстречу и разрешают осмотреть товары уже по прибытии в Республику Беларусь. При этом стороны не учитывают положения законодательства — вернуть внесенные таможенные платежи получиться не всегда. Если товары испорчены или имеют дефекты, при помещении под процедуру реэкспорта они должны однозначно идентифицироваться. В противном случае в выигрыше останется только государство.

Пример
В пункте таможенного оформления под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ООО «Декларант» поместило принадлежащие ему товары. Они перевозились насыпью в вагонах, после успешного таможенного оформления их переместили к подъездным путям частного предприятия и распломбировали. После осмотра специалистом ввиду обнаружения недостатков ООО «Декларант» подало заявление на выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта. Таможенный орган в этом отказа, рекомендовав поместить товары под процедуру экспорта.
Не согласившись с действиями таможенного органа, ООО «Декларант» обратилось в суд.
При вынесении решения таможенный орган руководствовался тем, что товары покинули зону таможенного контроля, целостность пломб как средств идентификации была нарушена.
Суд занял позицию таможенного органа. Невозможность идентификации товаров — основание для отказа в процедуре реэкспорта. При вынесении решения об отказе в удовлетворении требований ООО «Декларант» суд исходил из положений подп. 1 п. 1 ст. 125, п. 2 ст. 239, п. 1, 4 ст. 325 ТмК ЕАЭС.

Таможенная процедура реэкспорта применяется в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС. В соответствии с нею они вывозятся с таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) таких сумм согласно ст. 242 ТмК ЕАЭС, а товары ЕАЭС — без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения под эту таможенную процедуру <*>.

Процедура реэкспорта в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории по причине неисполнения условий сделки, в том числе по количеству и качеству (ввезенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления), возможна при наличии в совокупности следующих условий <*>:

1) процедура заявляется в течение года со дня выпуска товаров для внутреннего потребления;

2) таможенный орган получил сведения, подтверждающие нарушение условий сделки, по которой товары ввозились на территорию ЕАЭС (можно представить результаты экспертизы, заключение компетентных органов);

3) товары остались неиспользованными и не подвергались ремонту;

4) возможна идентификация товаров таможенным органом;

5) соблюдаются запреты и ограничения, установленные ст. 7 ТмК ЕАЭС.

При нарушении любого из данных условий таможенный орган откажет в проведении процедуры реэкспорта.

В случае обнаружения недостатков товаров вне таможенной зоны декларанту необходимо иметь достаточные документы, на основании которых товары можно идентифицировать и которые будут подтверждать сохранение товаров в неизменном состоянии. При этом законодательство исчерпывающего перечня оснований для идентификации не содержит. Какие доказательства будут достаточными для доказательства сохранности товаров в неизменном виде, в каждом конкретном случае решает суд. Поэтому важно при импорте товаров озаботиться об их идентификации заранее. Лучше всего, если в декларации указывается серийный номер, номер партии или другие отличительные признаки, присущие только этим товарам.

Следует учитывать, что некоторые группы товаров (например, овощи, фрукты, насыпные и жидкие товары, которые перевозятся не в индивидуальной упаковке) идентификаторов не имеют. В связи с этим их приемку и осмотр необходимо проводить в зоне таможенного контроля, на складе временного хранения. Декларант имеет право осматривать, измерять, выполнять грузовые операции с товарами, брать пробы и образцы, знакомиться с имеющимися в таможенном органе результатами исследований и проб, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых товарах, а также пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТмК ЕАЭС.