Существующая национальная система бухучета и отчетности в секторе госуправления не позволяет в полной мере получить необходимую информацию для качественных и своевременных управленческих решений. В этой связи назрела необходимость в ее реформировании.

В решение данной проблемы Правительство разработало концепцию реформирования национальной системы бухучета и отчетности сектора госуправления и план основных мероприятий по ее реализации. Это предусмотрено постановлением Совмина от 09.02.2019 N 82.

Согласно принятой концепции совершенствование системы бухучета и отчетности сектора госуправления будет производиться поэтапно в течение нескольких лет. Причем начало реформы определено — это 2019 год, а вот ее окончание сроками не ограничивается. При этом этапы совершенствования системы бухучета и отчетности расписаны концепцией до 2028 года <*>.

Главной целью реформы системы бухучета и отчетности является сближение национальной системы бухучета и отчетности с МСФО в общественном секторе (МСФООС).

Для начала концепцией предусмотрена разработка единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией. Он заменит все 4 существующих в настоящее время бухгалтерских плана счетов, применяемых организациями сектора госуправления.

Код единого плана счетов будет содержать наряду с информацией по бухучету информацию по бюджетной классификации <*>. Это позволит увязать бюджетную и бухгалтерскую отчетности организаций сектора госуправления и более полно раскрыть информацию о проводимых операциях.

На заметку!
В России бюджетные организации пользуются планом счетов, интегрированным с бюджетной классификацией, с 2015 года. В настоящий момент в стране используются счета, состоящие из 26 разрядов. При этом с 1 по 17 разряды — это код по бюджетной классификации, с 18 по 26 разряды — код по счетам бюджетного учета.

Единый план счетов в практику ведения бухучета предполагается внедрить в 2 этапа. На первом этапе планируется его применение отдельными госорганами (иными бюджетными организациями) в рамках пилотных проектов, на втором — всеми бюджетными организациями <*>.

Реформирование также затронет и бухгалтерскую отчетность, которая в настоящее время, по сути, является лишь инструментом контроля за целевым расходованием бюджетных средств <*>.

Разработка бухгалтерской отчетности, основанной на МСФООС, предусмотрена в текущем году. Применение такой отчетности призвано повысить прозрачность информации о результатах деятельности субъектов сектора госуправления и обеспечить доступ общественности к информации о государственных финансах для улучшения инвестиционного климата в стране <*>.

Совершенствование системы бухучета и отчетности сектора госуправления предполагается осуществить путем разработки и внедрения национальных стандартов бухучета и отчетности, основанных на МСФООС <*>.

Планируется, что национальные стандарты будут соответствовать МСФООС в части перечня и структуры стандартов. В то же время они будут адаптированы к существующим реалиям ведения бухучета в нашей стране. Кроме того, в национальных стандартах будут определены более четкие правила и требования к ведению бухучета и формированию отчетности в сравнении с общими принципами, содержащимися в МСФООС <*>.

На заметку!
Внедрение национальных стандартов и формирование новых форм бухгалтерской отчетности не предполагают отказ от существующих отчетов об исполнении бюджета <*>.

В настоящее время процесс ведения бухучета и формирования отчетности децентрализован и осуществляется каждой бюджетной организацией самостоятельно с помощью автономных программных продуктов (всего их около 8) <*>. Для обеспечения централизованного доступа к бухгалтерским данным бюджетных организаций предполагается внедрение единого стандартизированного программного обеспечения для ведения бухучета и формирования отчетности сектора госуправления. Данная программа позволит осуществить перевод имеющихся остатков по счетам бухучета на новые коды, а также поддерживать процессы ведения бухучета и составления отчетности в соответствии с новой кодировкой <*>.

Проводимая реформа существенно изменит подходы к ведению бухучета и формированию отчетности сектора госуправления. В этой связи особое внимание будет уделено обучению (переобучению) <*>:

— специалистов, принимающих непосредственное участие в регулировании вопросов учета, в том числе в формировании профессиональных суждений (решений) по вопросам бухучета, а также специалистов, осуществляющих консолидацию отчетности;

— специалистов, осуществляющих методологическую работу в области бухучета и отчетности, а также руководителей и специалистов бухгалтерских служб;

— преподавателей ССУЗов, ВУЗов, допобразования взрослых, представителей научного сообщества, призванных обеспечить распространение новых знаний;

— специалистов контролирующих органов и служб внутреннего аудита (при их создании) и др.

Сроки проведения и тематика обучения специалистов будут определены в соответствии с этапами разработки и внедрения национальных стандартов. Предполагается, что обучение будет носить непрерывный характер, чтобы компенсировать естественную текучесть кадров <*>.