Законодательством запрещена продажа энергетических напитков несовершеннолетним в возрасте до 18 лет (подп. 33.1 п. 33 Правил продажи N 703). Рассмотрим в материале, есть ли какие-то ограничения по рекламе данного товара.

1. Что такое энергетический напиток

В законодательстве отсутствует определение конкретно термина «энергетический напиток». Однако есть такое понятие, как «тонизирующие напитки». К ним относятся безалкогольные и слабоалкогольные напитки, содержащие тонизирующие вещества (компоненты), в том числе растительного происхождения, в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, за исключением чая, кофе и напитков на их основе (абз. 50 ст. 4 ТР ТС 021/2011).

При этом установлено, что в качестве тонизирующих веществ (компонентов) используют (ч. 2 ст. 9 ТР ТС 021/2011):

— чай;

— кофе;

— гуарану;

— мате;

— лекарственные растения и их экстракты, оказывающие тонизирующее действие (женьшень, левзея, родиола розовая, лимонник, элеутерококк);

— кофеин и содержащие его растения (растительные экстракты).

Справочно
Содержание кофеина в тонизирующих напитках не должно превышать 400 мг/куб. дм (ч. 4 ст. 9 ТР ТС 021/2011).

Также при производстве (изготовлении) тонизирующих напитков допускается использование минеральных веществ, легкоусвояемых углеводов, витаминов и витаминоподобных веществ, субстратов и стимуляторов энергетического обмена (ч. 3 ст. 9 ТР ТС 021/2011).

Что касается энергетических напитков (энергетиков), то их позиционируют как напитки, которые стимулируют, придают энергию и повышают работоспособность. В составе большинства энергетиков содержатся углеводы, таурин, кофеин, гуарана, ниацин (B3), пантотеновая кислота (В5), пиридоксин (В6), фолиевая кислота (В9), аскорбиновая кислота (С). Из всего этого можно сделать вывод, что энергетик — это один из видов тонизирующих напитков.

Отметим, что обычно энергетики безалкогольные. Однако есть и исключение (ч. 1 ст. 9 ТР ТС 021/2011).

2. Какие ограничения надо учитывать при рекламе энергетиков

Каких-либо ограничений в размещении (распространении) рекламы, касающихся конкретно энергетиков, нет. Однако они есть в отношении слабоалкогольных напитков, а энергетик может им быть (ч. 1 ст. 9 ТР ТС 021/2011). В таком случае надо учитывать следующие ограничения и запреты:

1) не допускается реклама энергетиков (слабоалкогольных напитков), производимых за пределами Республики Беларусь, более чем два раза в течение каждого прерывания передачи рекламой (п. 8 ст. 11 Закона о рекламе);

2) запрещается размещение (распространение) рекламы энергетика (слабоалкогольного напитка) (п. 1 ст. 18 Закона о рекламе):

— на радио и телевидении с 07:00 до 22:00;

— в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;

— в аэропортах, портах, на вокзалах, за исключением расположенных на их территории стационарных объектов общественного питания;

— на остановочных пунктах транспорта общего пользования, станциях метрополитена;

— на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан;

— на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы;

— на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий;

— в изданиях, СМИ, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

— использующей образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные);

— использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление энергетиков (слабоалкогольных напитков) содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека;

— использующей образы, высказывания, создающие впечатление о том, что энергетики (слабоалкогольные напитки) безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды;

— призывающей к употреблению энергетиков (слабоалкогольных напитков) либо дискредитирующей воздержание от их употребления.

Также надо помнить, что запрещена:

1) организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий, пари, связанных со стимулированием реализации энергетиков (слабоалкогольных напитков) (ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона о рекламе);

2) предоставление в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных, спортивных и спортивно-массовых мероприятий (ч. 2 п. 2 ст. 18 Закона о рекламе):

— более 5 литров энергетиков (слабоалкогольных напитков) независимо от количества таких призов (подарков) в ходе одной рекламной акции;

— более 5 литров энергетиков (слабоалкогольных напитков) одному лицу в качестве призов (подарков) в объектах общественного питания.

3. Какие правила надо соблюдать при рекламе энергетиков 

Если энергетик не являться слабоалкогольным напитком, то при его рекламе надо соблюдать общие требования. Основные из них:

1) если создается средство наружной рекламы, то по общему правилу надо получить разрешение на размещение средства наружной рекламы (Паспорт средства наружной рекламы, Паспорт) (ч. 1 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе). Средства наружной рекламы, на которые Паспорт получать не надо, установлены в приложении 2 к постановлению N 395;

2) согласовать содержание рекламы, если она размещается (абз. 4 и 5 ч. 1 подп. 4.6 п. 4 Декрета N 7, п. 1 и 3 Положения о согласовании рекламы N 561):

— на транспортном средстве (на его внешней стороне). Согласно разъяснениям МАРТ под транспортным средством понимается любое транспортное средство: морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного плавания, железнодорожный транспорт, городской электрический транспорт, автобусы, автомобили, иные устройства, предназначенные для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, и иные транспортные средства. Следовательно, рекламу необходимо согласовать, в том числе если она размещается на электропоезде метрополитена — так как под ним понимается транспортное средство метрополитена, приводимое в движение электрическим двигателем, питание которого обеспечивается по контактному рельсу, предназначенное для движения по рельсовым путям и не являющееся железнодорожным транспортным средством (аб. 17 ст. 1 Закона о городском электрическом транспорте и метрополитене);

— на средстве наружной рекламы. Согласование не требуется, если реклама размещается (распространяется) на средстве наружной рекламы, на которое не надо получать Паспорт (п. 1 Положения о согласовании рекламы N 561). Следовательно, например, не надо согласовывать рекламу на неспециализированном средстве наружной рекламы, выполненном в виде строительной сетки, используемой для ограждения строительных объектов, и т.д. (п. 17 приложения 2 к постановлению N 395);

Примечание
При наличии согласования содержания рекламы при последующем ее размещении (распространении) повторно согласовывать содержание рекламы не требуется. Это правило касается как наружной рекламы, так и рекламы, размещаемой (распространяемой) на транспортном средстве (ч. 2 подп. 4.6 п. 4 Декрета N 7). То есть если организация получила согласование содержания рекламы, например, на транспортном средстве, то при размещении аналогичной рекламы на других транспортных средствах повторно согласовывать содержание рекламы ей не нужно.

3) размещать (распространять) рекламу только на белорусском и (или) русском языках. Из этого правила есть исключения. Например, иностранный язык можно использовать в обозначении товарного знака (ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона о рекламе). Но это возможно только, если товарный знак зарегистрирован на территории Республики Беларусь. То есть должно быть на него получено свидетельство. Если же такая регистрация отсутствует — то требуется перевод. Также требуют перевода используемые в рекламе логотипы.

В то же время в рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках (ч. 2 п. 2 ст. 10 Закона о рекламе);

4) соблюдать требования к шрифтам. Так, в частности, шрифтом не менее половины наибольшего размера шрифта и четкими буквами должны быть отражены (если такая информация содержится в рекламе) (ч. 2 п. 7 ст. 10 Закона о рекламе):

а) уточняющая информация:

— о цене объекта рекламирования, т.е. о цене энергетика;

— скидках;

— наличии объекта рекламирования на рынке;

— возможности приобретения объекта рекламирования в указанных в рекламе количестве и месте;

— об основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе объекта рекламирования перед другими аналогичными объектами;

б) изображения награды или указания позиции в рейтинге;

5) не использовать в рекламе (п. 9 ст. 10 Закона о рекламе):

— имена, псевдонимы, образы или высказывания граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей (иное может быть предусмотрено Президентом);

— образы или высказывания медицинских или фармацевтических работников, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения;

— наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан лицами, не имеющими права на такое использование;

— иной информации, которую в соответствии с законами, актами Президента или действующими для Республики Беларусь международными договорами не допускается использовать в рекламе. На данный момент таких ограничений в отношении энергетиков нет.

Обратите внимание!
Реклама энергетиков не должна быть ненадлежащей, так как такая реклама запрещена. Напомним, что к ненадлежащей рекламе, в том числе относится (п. 5 ст. 26, абз. 5 ст. 2 Закона о рекламе):
недостоверная реклама;
недобросовестная реклама;
неэтичная реклама. 

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex