Вопрос: Имеют ли ремесленники право реализовывать товары, изготовленные своими руками, посредством рекламы, размещенной в сети Интернет? В случае такого права какую информацию должны доводить до сведения потребителей? Подпадает ли интернет-сайт ремесленника под определение интернет-магазина? Распространяется ли действие Закона о защите прав потребителей на такие взаимоотношения?

Ответ: Да, ремесленники имеют право реализовывать товары, изготовленные своими руками, посредством рекламы, размещенной в сети Интернет. Интернет-сайт ремесленника не подпадает под определение интернет-магазина.

Физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность (далее — ремесленники), вправе реализовывать изготовленные ими товары на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, в помещениях, используемых для их изготовления, с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (далее — сеть Интернет), путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным), доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта, а также на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями <*>.

Таким образом, с 12 января 2018 г. (с момента вступления в силу Указа об осуществлении физлицами ремесленной деятельности) ремесленники вправе реализовывать изготовленные ими товары с применением рекламы в сети Интернет, т.е. размещать в сети Интернет рекламу (в том числе в социальных сетях), посредством которой возможна реализация изготавливаемых ими товаров.

При этом при производстве и размещении (распространении) рекламы, посредством которой будет осуществляться реализация изготавливаемых товаров ремесленниками, следует учитывать требования Закона о защите прав потребителей и Закона о рекламе.

Действие Закона о защите прав потребителей распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров <*>.

В силу абз. 6, 7 и 16 ст. 1 Закона о защите прав потребителей ремесленники, осуществляющие изготовление товаров, являются изготовителями; реализующие изготавливаемые ими товары, являются продавцами; выполняющие работы и оказывающие услуги — исполнителями.

Из приведенных норм следует, что отношения потребителей и ремесленников, вытекающие из заключенных договоров, подпадают под сферу действия Закона о защите прав потребителей.

В случае если продавцом (исполнителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров (работ, услуг) в рамках ремесленной деятельности посредством рекламы, в соответствующем информационном источнике должны быть указаны <*>:

— фамилия, собственное имя, отчество ремесленника;

— наименование товара (работы, услуги);

— цена товара (работы, услуги);

— условия хранения товара, пользования товаром, если они отличаются от обычных условий хранения товаров, пользования товарами либо требуют специальных условий хранения, пользования;

— срок доставки товара (оказания услуги, выполнения работы);

— цена и условия оплаты доставки товара.

В соответствии с п. 8 и 31 ст. 1 Закона о торговле и общепите:

— интернет-магазин — информационный ресурс субъекта торговли в сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта;

— субъект торговли — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.

Учитывая приведенные определения, интернет-сайт ремесленника не может считаться интернет-магазином.