Реорганизация юридического лица является в том числе одним из способов создания (выделение, разделение, слияние, преобразование) или прекращения деятельности (присоединение, разделение, слияние, преобразование) юридического лица.
Вместе с тем реорганизация юридического лица является также способом изменения концентрации активов и пассивов организации.

Если «традиционный» порядок создания и прекращения деятельности юридических лиц на сегодняшний день фактически не вызывает вопросов, т.к. достаточно подробно урегулирован законодательно и проверен правоприменительной практикой, то порядок реорганизации сегодня вызывает множество вопросов.

В последнее время увеличилось количество исков кредиторов об оспаривании реорганизаций юридических лиц. Более того, как показывает практика, процент удовлетворения соответствующих исковых требований также увеличился, даже в отношении тех реорганизаций, при осуществлении которых порядок формально соблюдался.

В связи с изложенным субъектам хозяйствования следует ответственно подходить к осуществлению реорганизации, особенное внимание уделяя следующим моментам.

1. Уведомление кредиторов

Пунктом 1 ст. 56 ГК и ч. 1 ст. 23 Закона от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) установлена обязанность реорганизуемой организации уведомить кредиторов о принятом решении о реорганизации. Срок для уведомления кредиторов, предусмотренный Законом, составляет 30 дней с даты принятия решения о реорганизации.

Обратите внимание!
Уведомления должны быть направлены всем кредиторам реорганизуемых организаций, в том числе когда в обязательстве не происходит правопреемства. Например, к ООО «А» присоединяется ООО «Б», при этом с обязательствами ООО «А» перед его кредиторами формально не происходит никаких изменений, тем не менее, кредиторов необходимо уведомить о принятом решении о реорганизации

Буквальное толкование норм ГК и Закона позволяет сделать вывод о том, что фактически реорганизуемое юридическое лицо вправе не только не дожидаться получения кредиторами уведомления, но и, более того, направить уведомления уже после фактического осуществления реорганизации (государственной регистрации (госрегистрации)), если при этом не нарушается указанный ранее 30-дневный срок.

Тем не менее судебная практика в последние годы показывает, что правоприменитель, принимая во внимание иные нормы законодательства, иначе толкует изложенные положения законодательства.

Так, и ст. 56 ГК, и ст. 23 Закона направлены на гарантию прав кредиторов при реорганизации должника и устанавливают право кредитора потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Законом <*> установлен срок в тридцать дней с даты направления уведомления о принятом решении о реорганизации хозяйственного общества для заявления соответствующего требования кредитора.

Как показывает судебная практика, реорганизуемые субъекты хозяйствования должны обеспечить право кредитора на заявление требования о прекращении обязательства, в том числе о его досрочном исполнении не только путем направления уведомления о принятом решении о реорганизации, но и предоставления срока, достаточного для заявления кредитором соответствующего требования.

Ситуация из практики
Решением экономического суда г. Минска от 02.05.2017 по делу по иску ООО «В»
о признании недействительной госрегистрации изменений в устав ООО «К», связанных с его реорганизацией в форме присоединения к нему других обществ с ограниченной ответственностью, установлено, что ООО «К» было реорганизовано 18.07.2016, а ООО «В» уведомление о реорганизации получено только 20.07.2016. Судом установлено, что госрегистрация реорганизации ООО «К» без уведомления кредиторов лишила последних гарантированных п. 2 ст. 56 ГК и ч. 3 ст. 23 Закона прав, что является нарушением порядка реорганизации, а также свидетельствует о том, что в заявлении о госрегистрации изменений, вносимых в устав ООО «К», указаны недостоверные сведения о том, что порядок внесения изменений в устав соблюден, что является основанием для признания недействительной госрегистрации изменений в устав ООО «К» в связи с его реорганизацией.

Справочно
Подписывая заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав коммерческой организации, уполномоченное лицо подтверждает, что порядок внесения изменений в устав соблюден <*>.

Ситуация из практики
ООО «Г» 01.07.2016 было принято решение о реорганизации в форме выделения из него нескольких обществ, в том числе ООО «П». 02.07.2016 была произведена госрегистрация созданного в результате реорганизации в форме выделения из ООО «Г» ООО «П». ЗАО «Т», являвшееся кредитором ООО «Г», получило уведомление о реорганизации только спустя 6 дней после госрегистрации реорганизации. В связи с этим ЗАО «Т» был подан иск о признании госрегистрации ООО «П» недействительной.

Суд пришел к выводу о том, что госрегистрация ООО «П» до момента направления письменного уведомления реорганизуемого ООО «Г» своему кредитору ЗАО «Т» о принятом решении о реорганизации произведена с нарушением порядка создания юридического лица и соответственно в заявлении о госрегистрации ООО «П» указаны недостоверные сведения, а использование заявительного принципа госрегистрации является злоупотреблением правом в соответствии с п. 1 ст. 9 ГК, ввиду чего госрегистрация создания ООО «П» была признана недействительной.

Справочно
Подписывая заявление о государственной регистрации коммерческой организации, уполномоченное лицо подтверждает, что порядок создания организации
соблюден <*>.

Таким образом, уведомление кредиторов реорганизуемых юридических лиц о предстоящей реорганизации является важнейшим этапом проведения реорганизации, который многими субъектами хозяйствования игнорируется, поскольку формально никаких негативных последствий последовать не должно. Тем не менее, как показывает судебная практика последних лет, кредиторы имеют право на обращение в суд с иском о признании госрегистрации реорганизации недействительной, это право успешно ими реализовывается, а процент удовлетворения таких исков по изложенным основаниям, как показывает наша практика, приближается к 100.

По нашему мнению, реорганизуемым организациям следует направлять уведомления всем кредиторам и только спустя определенный период времени (как минимум, разумный срок, в который кредитор может заявить требование о прекращении обязательства, как максимум, срок в тридцать дней с даты направления уведомления) обращаться в регистрирующий орган за госрегистрацией реорганизации.

2. Уведомление должников

Обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить о предстоящей реорганизации должников прямо законодательством не предусмотрена. Тем не менее, по нашему мнению, следует уведомить всех должников о реорганизации и особенно тех, чья задолженность переходит иному лицу по передаточному акту или разделительному балансу. Неосуществление такого уведомления создает риск для юридического лица, которому перешло право кредитора, т.к. исполнение должником обязательства первоначальному кредитору будет являться надлежащим, и требовать такое исполнение от должника новый кредитор будет не вправе в соответствии с п. 3 ст. 353 ГК.

Рекомендуем должников, права кредитора по обязательствам с которыми переходят в результате реорганизации иному кредитору, уведомить не только
о предстоящей реорганизации, но и об уже произведенной реорганизации, новом кредиторе, информации о нем, необходимой для исполнения обязательства.

3. Проведение инвентаризации активов и обязательств

Пунктом 2 ст. 13 Закона от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» установлена обязанность организации проводить инвентаризацию активов и обязательств при реорганизации. Инвентаризация по всем счетам бухгалтерского учета должна проводиться до осуществления реорганизации и составления разделительного баланса или передаточного акта и оформляться составлением инвентаризационных описей.

Обратите внимание!
При реорганизации в форме присоединения реорганизуемыми являются и присоединяемая организация, и та организация, к которой происходит присоединение. Таким образом, по мнению автора, должна проводиться инвентаризация активов и обязательств не только присоединяемой организации, но и той организации, к которой происходит присоединение.

4. Составление разделительного баланса / передаточного акта

При реорганизации юридического лица составляется передаточный акт или разделительный баланс <*>. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица.

Передаточный акт составляется при реорганизации в формах присоединения, слияния и преобразования. Разделительный баланс составляется при реорганизации в формах выделения и разделения.

Формы передаточного акта и разделительного баланса законодательством не установлены, в связи с чем составление этих документов зачастую вызывает у субъектов хозяйствования множество вопросов о том, что указывать в названных документах.

И передаточный акт, и разделительный баланс составляются в свободной форме. Главное, что обязательно должно быть в каждом из таких документов, — это информация о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

С учетом складывающейся судебной практики отметим, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать информацию по каждому обязательству реорганизуемого юридического лица, в том числе наименование, основание возникновения такого обязательства, его сумму. То есть недостаточно указать наименование контрагента и сумму его задолженности (задолженности перед ним), из документа также должен быть понятен вид конкретного обязательства, основание его возникновения.

Обращаем внимание на тот факт, что правоприменительная практика указывает, что при реорганизации в форме выделения разделительный баланс должен содержать информацию по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица, в том числе о тех обязательствах, права по которым не переходят вновь создаваемому в результате реорганизации лицу.

Основным последствием неправильного составления разделительного баланса или передаточного акта является солидарная ответственность возникших юридических лиц перед кредиторами в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица.

По нашему мнению, рассмотренным выше этапам реорганизации необходимо уделить особое внимание при реорганизации любой формы, поскольку именно при их совершении исходя из практики чаще всего могут совершаться ошибки и именно они в большинстве случаев приводят к неблагоприятным последствиям. Вместе с тем не менее ответственно необходимо подходить и к иным этапам реорганизации, учитывая особенности конкретной формы реорганизации.