С 3 августа 2018 г. вступила в силу новая редакция Закона от 12.12.2013 N 94-З
«О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
(далее — Закон). Как и ранее, Законом предусмотрен контроль антимонопольного органа при осуществлении реорганизации хозяйствующих субъектов.

Формы антимонопольного контроля

Одной из основных функций антимонопольного органа является осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства <*>. Одним из направлений такого контроля является контроль за их реорганизацией, который может осуществляться в двух формах:

— путем дачи согласия на реорганизацию (или отказа в согласии), полученного до реорганизации, но после принятия решения уполномоченными органами реорганизуемых хозяйствующих субъектов;

— путем контроля при получении уведомления о реорганизации, которое направляется в антимонопольный орган после осуществления реорганизации <*>.

Случаи антимонопольного контроля

Необходимость получения согласия на реорганизацию для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц прямо установлена в Законе:

1) при реорганизации в форме преобразования в акционерные общества, если реорганизуемые хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение, которое определяется в соответствии со ст. 6 Закона <*>;

2) при реорганизации в форме слияния или присоединения при соблюдении одного из следующих условий <*>:

— балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых организаций превышает 200000 БВ (балансовая стоимость активов определяется на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления в антимонопольный орган);

— объем выручки одной из реорганизуемых организаций от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году реорганизации, превышает 400000 БВ;

— один из названных хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Размер базовой величины определяется на день получения антимонопольным органом заявления.

Несмотря на то что в гл. 5 Закона непосредственно не указаны случаи, при которых реорганизация в формах выделения и разделения может подпадать под контроль антимонопольного органа, однако при соблюдении определенных условий и указанные формы реорганизации могут подлежать антимонопольному контролю.

Абзац 5 п. 1 ст. 33 Закона предусматривает необходимость получения согласия антимонопольного органа при создании коммерческой организации, если вкладом в ее уставный фонд служат акции (доли в уставном фонде) другой коммерческой организации или имущество либо создаваемая коммерческая организация приобретает голосующие акции (доли в уставном фонде) другой коммерческой организации или имущество на основании передаточного акта или разделительного баланса (под имуществом следует понимать такое имущество, которое является основными средствами или нематериальными активами другой коммерческой организации). При этом должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

— суммарная балансовая стоимость активов учредителей создаваемой организации и коммерческой организации, акции (доли в уставном фонде) или имущество которой служат вкладом в уставный фонд создаваемой коммерческой организации или голосующие акции (доли) или имущество которой приобретаются создаваемой коммерческой организацией на основании передаточного акта или разделительного баланса, превышает 200000 БВ;

— суммарный объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года, предшествующего году создания, превышает 400000 БВ.

Обратите внимание!
Указанные пороговые значения балансовой стоимости активов и выручки в новой редакции Закона по сравнению с действующей увеличились в два раза (с 100000 до 200000 БВ и с 200000 до 400000 БВ соответственно), что позволит сократить количество обращений юридических лиц за получением согласия на реорганизацию антимонопольного органа, снизит административную нагрузку, а для организаций — уменьшит среднее время, необходимое для совершения реорганизации.

— один из названных хозяйствующих субъектов включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, или Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Одновременно с вышеперечисленным действия с этими акциями (долями) должны признаваться в соответствии с подп. 1.4 — 1.6 п. 1 ст. 32 Закона экономической концентрацией либо балансовая стоимость основных средств, находящихся на территории Республики Беларусь, и нематериальных активов должна превышать 20% балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой приобретается создаваемой коммерческой организацией либо является вкладом в ее уставный фонд.

Таким образом, ввиду того, что в силу ч. 1 ст. 10 Закона от 09.12.1992 N 2020-XII
«О хозяйственных обществах» реорганизация является одним из способов создания хозяйственного общества, а в результате реорганизации путем слияния, выделения и разделения происходит создание новой коммерческой организации, в случае, если акции (доли) или определенное имущество передаются вновь созданной организации, подпадающей под указанные финансовые показатели либо включенной в названные реестры, требуется получение согласия антимонопольного органа на реорганизацию, которое согласно п. 7 ст. 33 Закона действительно в течение одного года со дня его получения.

Вместе с тем п. 8 ст. 33 Закона предусмотрены случаи, когда такое согласие не требуется, если реорганизация хозяйствующих субъектов осуществляется:

— лицами, входящими в одну группу лиц по признаку, указанному в подп. 1.1 п. 1 ст. 8 Закона: хозяйственное общество и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо в силу своего участия в этом хозяйственном обществе либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, в том числе на основании соглашения, обладает более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого общества;

— лицами, у которых более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде), в совокупности обладают одни и те же лица;

— унитарными предприятиями, собственником имущества которых является одно и то же лицо.

В указанных случаях антимонопольный контроль осуществляется путем подачи в письменной форме в антимонопольный орган уведомления о реорганизации не позднее одного месяца со дня ее осуществления <*>.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

1. Гражданско-правовая ответственность

Осуществление государственной регистрации вновь созданного субъекта хозяйствования без получения согласия антимонопольного органа, если это привело к возникновению или усилению его доминирующего положения или недопущению, ограничению или устранению конкуренции, является основанием для признания ее недействительной по иску антимонопольного органа <*>.

2. Административная и уголовная ответственность

Помимо гражданско-правовой ответственности нарушение антимонопольного законодательства (в частности, непредставление антимонопольному органу информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций) может влечь административную или уголовную ответственность:

— в виде наложения штрафа в размере от 20 до 50 БВ <*>;

— в отношении должностного лица субъекта хозяйствования за уклонение от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации, необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации в виде наложения штрафа в размере от 20 до 100 БВ <*>;

— в отношении должностного лица субъекта хозяйствования, допустившего указанное нарушение в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения <*>.

Подводя итог вышеуказанному, следует обратить внимание, что все формы реорганизации юридических лиц при определенных условиях могут влечь необходимость получения согласия или направления уведомления в антимонопольный орган. Непредставление в антимонопольный орган информации, которая требуется для осуществления контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, может явиться основанием наступления гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.