В настоящей статье предлагаем рассмотреть некоторые практические вопросы, возникающие при реорганизации хозобщества в форме разделения или выделения по решению общего собрания участников хозобщества.

1. Порядок принятия решения о реорганизации хозобщества в форме разделения или выделения.

1.1. Общие положения принятия решения о реорганизации.

Решение вопроса о реорганизации хозобщества в форме разделения или выделения (далее — реорганизация хозобщества) относится к исключительной компетенции общего собрания участников хозобщества <*>. То есть только общее собрание участников хозобщества уполномочено принимать такое решение и не вправе его передавать в компетенцию иных органов управления хозобществом, что следует из ч. 3 ст. 34 Закона о хозобществах.

Отметим, что сама по себе реорганизация представляет собой сложный состав или совокупность юридических действий, связанных между собой и преследующих одну цель — осуществить реорганизацию хозобщества и передать права и обязанности (их часть) в процессе от одного (одних) хозобщества (хозобществ) к другому (другим). Поэтому при принятии решения о реорганизации в повестке дня общего собрания участников хозобщества необязательно должен фигурировать только один вопрос «о реорганизации», а в нее могут быть включены и иные взаимосвязанные вопросы. Например, утверждение условий и порядка реорганизации, об изменении размера уставного фонда, утверждении разделительного баланса или передаточного акта и т.п. По мнению автора, вне зависимости от того, сколько вопросов включено в повестку дня общего собрания участников, если они взаимосвязаны между собой и принятие решений по ним способствует достижению единой цели реорганизовать хозобщество, то они не могут быть разделены и, соответственно, переданы в компетенцию нижестоящего органа управления. Даже если отдельно эти вопросы и не оговорены в уставе как относящиеся к исключительной компетенции общего собрания участников хозобщества.

В АО решение о реорганизации принимается большинством не менее трех четвертей голосов лиц, принимающих участие в этом собрании, если большее число голосов не предусмотрено уставом АО <*>. Поэтому при принятии решения о реорганизации важно проанализировать, не содержит ли устав конкретного АО отличие от общеустановленного правила, и если содержит, то решение о реорганизации должно приниматься в таком случае на основании норм устава.

Отметим, что кворум для принятия указанного решения определяется исходя из акционеров, принимающих участие в собрании акционеров, а не от общего количества акционеров хозобщества, указанного в реестре акционеров. При этом принявшими участие в общем собрании акционеров считаются лица, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и (или) лица, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном уставом либо локальным нормативным правовым актом АО, утвержденным общим собранием акционеров, на что указывает ч. 1 ст. 43 Закона о хозобществах. Исходя из этого, получается, что даже если акционер зарегистрировался для участия в собрании, но не сдал свой бюллетень (не проголосовал) или покинул собрание до момента голосования, то он все равно считается принявшим участие в таком собрании, а, соответственно, его количество голосов учитывается при расчете кворума для принятия решения.

По общему правилу принятие решения по вопросу реорганизации АО может также осуществляться путем проведения заочного голосования без непосредственного присутствия лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в порядке, установленном уставом либо локальным нормативным правовым актом хозобщества, утвержденным общим собранием акционеров <*>. Однако в уставе АО может быть установлен соответствующий запрет, и голосование в таком случае должно будет осуществляться только в очной форме. Даже если в уставе отсутствует указание на то, в какой форме следует принимать решение о реорганизации, то применяется общее правило ч. 5 ст. 45 Закона о хозобществах. Помимо этого, решение о реорганизации также может приниматься при проведении общего собрания акционеров в смешанной форме <*>, т.е. когда лица, имеющие право на участие в общем собрании, могут проголосовать по вопросам повестки дня собрания либо во время присутствия на собрании, либо путем письменного опроса (заочного голосования).

В ООО (ОДО) решение о реорганизации в форме выделения или разделения принимается всеми участниками этих хозобществ единогласно <*>, т.е. все участники, а не только те, которые участвуют в общем собрании общества, должны единогласно принять решение о реорганизации. Уставом ООО (ОДО) данный порядок голосования не может быть изменен, т.к. норма в Законе о хозобществах императивная.

На практике возникает вопрос: в каком порядке следует принимать иные решения, относящиеся к процессу реорганизации, если при голосовании они отделены от принятия самого решения о реорганизации? К примеру, решение об утверждении разделительного баланса или передаточного акта. На этот счет нет единого мнения. Однако, по мнению автора, такие решения должны приниматься в том же порядке, что и само решение о реорганизации. Данный вывод основан на том, что все взаимосвязанные или вытекающие из процесса реорганизации вопросы не имеют самостоятельного значения и принятие по ним отдельного решения является лишь этапом в самом процессе реорганизации.

По общему правилу в ООО (ОДО) при принятии решения о реорганизации все участники обладают числом голосов, пропорциональным размеру принадлежащих им долей в уставном фонде этого общества. Однако уставом конкретного ООО (ОДО) может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников, что следует из ч. 1 ст. 45 Закона о хозобществах, т.е. непропорциональный порядок голосования.

В то же время в ОАО (ЗАО) принятие решения о реорганизации осуществляется по принципу «одна голосующая акция — один голос», и иной порядок не может быть установлен уставом ОАО (ЗАО) <*>.

В ОАО (ЗАО), как правило, голосование при принятии решения общим собранием осуществляется бюллетенями. Хотя в ОАО с количеством акционеров — владельцев голосующих акций менее ста и в ЗАО допускается открытое голосование или открытое голосование карточками (если такой способ будет предусмотрен в уставе напрямую) <*>.

В ООО (ОДО) голосование может осуществляться всеми указанными в ч. 4 ст. 45 Закона о хозобществах способами. Наиболее предпочтительным является способ голосования с использованием бюллетеней, поскольку в этом случае фиксация волеизъявления участника хозобщества осуществляется путем проставления подписи (иного любого знака) на бюллетене, а не зависит от лица, ведущего протокол общего собрания участников (при открытом голосовании).

Также отметим, что бюллетень для голосования в ОАО (ЗАО) в обязательном порядке должен содержать сведения, указанные в ч. 5 ст. 83 Закона о хозобществах. Данная норма по аналогии закона может быть применена и для бюллетеней в ООО (ОДО), хотя это и не является обязательным. Отсутствие каких-либо сведений, указанных в ч. 5 ст. 83 Закона о хозобществах, может повлечь признание принятого решения недействительным на основании норм ч. 7 — 9 ст. 45 Закона о хозобществах. Хотя здесь стоит учитывать, что решение должно быть принято не только в связи с нарушением норм Закона о хозобществах и (или) устава, но и в связи с нарушением прав и (или) законных интересов участника хозобщества.

С учетом всех обстоятельств дела суд вправе оставить в силе оспариваемое решение, если:

— голосование участника (бывшего участника) хозобщества не могло повлиять на результаты голосования или

— исполнение решения не повлекло за собой причинение убытков участнику (бывшему участнику) хозобщества либо

— если возникновение иных неблагоприятных последствий для него и допущенные нарушения, указанные в ч. 7 ст. 45 Закона о хозобществах, не являются существенными.

Также следует учитывать, что в ОАО (ЗАО) <*>:

— бюллетень для голосования должен быть подписан акционером или лицом, имеющим право на участие в общем собрании акционеров;

— акционер или лицо, имеющее право на участие в общем собрании акционеров, должны соблюсти порядок голосования, определенный бюллетенем, и отметить только один из возможных вариантов голосования при принятии решения о реорганизации.

При несоблюдении указанных требований бюллетень для голосования признается недействительным в части тех вопросов, по которым голосующим не соблюден порядок голосования. Указанная норма является императивной и не может быть изменена на усмотрение счетной комиссии или иных лиц, осуществляющих подсчет голосов на собрании.

1.2. Принятие решения о реорганизации в форме разделения.

При реорганизации в форме разделения в решении общего собрания участников хозобщества в обязательном порядке должно быть указано <*>:

— о порядке и условиях разделения;

— создании новых хозобществ и (или) юрлиц иных организационно-правовых форм;

— составе участников новых хозобществ и (или) юрлиц иных организационно-правовых форм.

Закон о хозобществах не раскрывает содержание понятия «порядок и условия разделения», однако на практике под данным понятием можно подразумевать:

— совокупность и последовательность действий, необходимых для осуществления реорганизации, с указанием сроков и ответственных исполнителей, в частности: сроки самого процесса реорганизации или отдельных его этапов, сроки проведения инвентаризации, порядок уведомления кредиторов, порядок подготовки разделительного баланса и т.п.;

— количество возникающих в результате разделения хозобществ и (или) юрлиц иных организационно-правовых форм (при разделении будет создано как минимум два юрлица);

— состав активов и пассивов, передаваемых по разделительному балансу в возникающие в процессе разделения юрлица, и порядок, а также сроки их передачи и оформления (при необходимости) соответствующих прав (например, когда передается недвижимое имущество);

— порядок формирования уставных фондов, возникающих в процессе разделения юрлиц, с указанием источников их формирования и сроков;

— порядок согласования наименований юрлиц, возникающих в процессе разделения, определение их местонахождения и т.д.

1.3. Принятие решения о реорганизации в форме выделения.

Аналогичная по своему правовому содержанию норма содержится в ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах в отношении процесса реорганизации в форме выделения. Поэтому вышеизложенные положения о реорганизации в форме разделения в равной степени могут быть применены и к ней.

Отметим, что в отношении реорганизации в форме выделения законодатель в ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах сделал уточнение, что учредителями (участниками) каждого из вновь возникающих в результате выделения хозобществ и (или) юрлиц иных организационно-правовых форм могут быть только реорганизованное хозобщество и (или) его участники с их согласия.

На заметку
Нормы, аналогичной ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах, ч. 2 ст. 18 Закона о хозобществах не содержит. Хотя логично предположить, что участниками (учредителями) возникающих в процессе разделения юрлиц должны быть только участники реорганизуемого хозобщества, поскольку по правовому содержанию реорганизации в форме разделения и выделения похожи.

2. Разграничение компетенции между общим собранием участников существующего хозобщества и образуемого(ых) в результате реорганизации хозобщества и (или) юрлиц иных организационно-правовых форм.

В компетенции общего собрания участников каждого из вновь возникающих в результате разделения хозобществ и (или) учредителей (участников) каждого из вновь возникающих в результате разделения юрлиц иных организационно-правовых форм находятся следующие вопросы <*>:

— утверждение учредительных документов возникающих юрлиц;

— образование органов возникающих юрлиц.

Аналогичная компетенция указана и в отношении процесса реорганизации в форме выделения <*>.

Формально принятия решений по указанным вопросам достаточно для возникающих юрлиц, поскольку все иные вопросы, как правило, решаются на общем собрании хозобщества, принявшего решение о реорганизации в форме разделения или выделения.

На практике при реорганизации в форме разделения или выделения может возникать вопрос о том, в чьей компетенции находится вопрос о создании выделяемого хозобщества и юрлица иной организационно-правовой формы или создаваемых в результате разделения юрлиц. На первый взгляд, ответ очевиден — общего собрания участников реорганизуемого хозобщества, т.к. и в ч. 2 ст. 18 Закона о хозобществах, и в ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах об этом указано напрямую. То есть указывается на необходимость принятия соответствующего решения реорганизуемым хозобществом о создании нового хозобщества (юрлица иной организационно-правовой формы) в результате реорганизации, при этом независимо от того, будет ли реорганизуемое хозобщество являться участником (учредителем) выделяемого хозобщества (при реорганизации в форме выделения) или нет. В дополнение в указанных нормах не указывается на необходимость принятия такого решения участниками (учредителями) выделяемого хозобщества (юрлица иной организационно-правовой формы) или возникающих при разделении хозобществ (юрлиц иной организационно-правовой формы).

Однако здесь необходимо учитывать, что Закон о хозобществах регулирует в основном специфику реорганизации как юридического процесса, а сам процесс регистрации нового юрлица, в том числе возникающего в процессе реорганизации, регулируется нормами Положения о госрегистрации. Так, до подачи в регистрирующий орган для госрегистрации документов, предусмотренных Положением о госрегистрации, учредители (участники) создаваемой коммерческой организации должны принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав <*>. Поэтому указанная норма также должна приниматься в учет при проведении общего собрания участников (учредителей) выделяемого хозобщества или возникающих при разделении юрлиц либо когда решение принимается единолично единственным участником (учредителем) возникающего юрлица.

В целом нужно отметить, что перечень вопросов, которые отнесены к компетенции общего собрания участников (учредителей) выделяемого хозобщества или возникающих при разделении юрлиц или единственного участника (учредителя) возникающего юрлица, указанный в ч. 2 ст. 18, ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах, не является исчерпывающим. Например, в результате выделения или разделения в уставный фонд возникающего юрлица помимо денежных средств может передаваться иное имущество (неденежный вклад). В этом случае, руководствуясь абз. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о хозобществах, при формировании уставного фонда до госрегистрации возникающего юрлица должна быть проведена оценка стоимости неденежных вкладов в уставный фонд (только в случае, если возникают хозобщества).

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex