А.И. Кисляк, помощник адвоката
адвокатского бюро «Маслов, Гашинский и партнеры»

Конституцией закреплено, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Самой же целью судебной власти является защита гарантированных Конституцией и актами законодательства личных прав и свобод граждан, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, прав юрлиц.

Осуществление судом своей деятельности в установленной Конституцией форме возможно лишь при соблюдении принципов самостоятельности и независимости судебной власти. Именно реализация этих принципов при осуществлении судопроизводства является гарантией объективного, непредвзятого разрешения каждой конкретной правовой ситуации, восстановления законности и социальной справедливости.

Принципы независимости и самостоятельности деятельности суда находят свое закрепление также и в отраслевом законодательстве и отражены в процессуальных кодексах (УПК, ГПК и т.д.).

Независимость и самостоятельность судебной власти представляют собой взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Самостоятельность предполагает, что судебная власть может осуществляться только специально созданными госорганами — судами. Судебная власть является самодостаточной во всех аспектах ее организации и деятельности в связи с тем, что является отдельной ветвью государственной власти. Самостоятельность закрепляет возможность осуществления судом своих полномочий без вмешательства со стороны, только собственными силами и средствами.

Независимость судебной власти выражена в том, что судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.

Одновременно с этим ч. 4 ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей установлено, что судебная власть самостоятельна, но она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Очевидно, что судебная власть и ее органы не могут быть полностью отделены от иных ветвей и существовать в абсолютно автономном, неприкасаемом и бесконтрольном режиме, как по причинам материального характера (отсутствие самостоятельного финансового обеспечения), так и по самому широкому спектру причин правового толка.

Среди функций органов государственной власти в деятельности судебной системы можно перечислить законодательную деятельность органов законодательной власти по разработке и утверждению законопроектов, регулирующих конкретные условия организации судебной власти в стране, внесению изменений в них; непосредственное участие Президента в назначении судей и освобождении их от должности и т.д.

Отдельным образом необходимо отметить и надзорную функцию за деятельностью судебной власти, предоставленную госорганам.

Частью 2 ст. 125 Конституции предусмотрено, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

То же самое находит свое законодательное закрепление и в ст. 4 Закона N 220-З, в которой определены задачи и направления деятельности органов прокуратуры.

На практике прокурорский надзор за судебной властью выражается в изучении на системной основе вынесенных судебных постановлений по всем категориям дел (гражданским, уголовным, административным) на предмет соответствия их закону. При этом предметом проверки являются как не вступившие в законную силу постановления судов, так и уже вступившие, в том числе по истечении значительного периода.

В случае выявления определенных нарушений закона и оснований для отмены или изменения судебных постановлений прокурор должен опротестовать постановление в порядке, предусмотренном отраслевым процессуальном законодательством.

Также прокуратура выполняет свою роль в судопроизводстве, выражающуюся в принятии ей участия в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, при поддержании государственного обвинения по уголовным делам, участии в административном процессе (п. 4 ст. 4 Закона N 220-З).

Что касается вопроса уголовного судопроизводства, то согласно ч. 1 ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде.

Непосредственная роль государственного обвинителя в судебном заседании регламентирована ч. 1 ст. 293 УПК, которая закрепляет обязательное участие государственного обвинителя по всем делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 455 УПК (дела ускоренного производства; однако и в данном случае государственный обвинитель при направлении дела в суд предлагает суду определить обвиняемому то или иное наказание по сроку и виду, чем уже косвенным образом воздействует на судебные органы для принятия ими решения по делу).

В ходе поддержания обвинения государственный обвинитель оглашает обвинение, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания, пользуется другими полномочиями, предусмотренными УПК.

Более того, суд в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 301 УПК рассматривает уголовное дело только в пределах предъявленного обвинения и не вправе изменить его на более тяжкое, ухудшающее положение обвиняемого, либо существенно изменить его по своему содержанию от ранее предъявленного.

Однако именно государственный обвинитель обладает исключительным правом в порядке ч. 2 ст. 301 УПК в ходе судебного следствия предъявить новое, более тяжкое обвинение, в пределах которого суд будет в последующем рассматривать уголовное дело.

Таким образом, законодательством Республики Беларусь закреплена невозможность осуществления судопроизводства по большинству уголовных дел единолично, т.е. в отрыве от других госорганов.

Частью 2 ст. 23 ГПК также определена роль прокурора в гражданском процессе, в соответствии с которой прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Также законом установлена обязательность участия прокурора и при рассмотрении ряда категорий гражданских дел:

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч. 6 ст. 370 ГПК);

— о признании его ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (ч. 2 ст. 375 ГПК);

— об усыновлении ребенка (ч. 2 ст. 393-4 ГПК);

— о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения и связанные с ними дела (ч. 3 ст. 393-7 ГПК);

— о лишении родительских прав (ч. 2 ст. 80 КоБС).

Частью 2 ст. 81 ГПК предусмотрено право прокурора вступить в любое дело, если того требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

На практике Генпрокурором издаются соответствующие приказы, регламентирующие участие прокурора не в конкретных делах, а по определенным их категориям (например, выселение без предоставления другого жилого помещения, об освобождении имущества от ареста и т.д.).

При участии прокурора в гражданском деле он пользуется правами, предусмотренными для юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также вправе высказывать свое мнение по существу дела (ст. 56 ГПК).

Отдельно стоит указать, что гражданско-процессуальным и хозяйственно-процессуальным законодательством прокурору предоставлено право обращения в судебные органы с иском в целях защиты государственных, общественных интересов, а также интересов граждан и юрлиц (ч. 1 ст. 81 ГПК, ч. 1 ст. 66 ХПК).

Все изложенное приводит к выводу о том, что судебная власть в Республике Беларусь хоть и принадлежит исключительно судам и основана на принципах самостоятельности и независимости, однако сам процесс судопроизводства, деятельность судебной системы происходит с прямым и косвенным участием и иных госорганов, что имеет под собой цель создание условий для наиболее полной, качественной и объективной судебной защиты охраняемых законом интересов государства и граждан.

Отдельного внимания заслуживают вопросы реализации судебной власти в тех делах и спорах (гражданских, хозяйственных (экономических)), где стороной по делу является сам госорган.

Такие случаи регулярно имеют место в жизнедеятельности общества. При этом госорганы, выступая в качестве истца в гражданском и хозяйственном процессе, могут выступать как в своих собственных интересах, вытекающих из компетенции того либо иного госоргана, так и с заявлениями в защиту прав других лиц, например, с исками о лишении родительских прав, о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и т.д. (ст. 85 ГПК).

Однако госорганы в судебном разбирательстве могут находиться не только в роли истца.

Главой 29 ГПК определен процессуальный порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Перечень подобных дел довольно широкий. Наиболее часто встречаются на практике дела по жалобам лиц на действия и решения госорганов, которые, по мнению заявителя, ущемляют их законные права и интересы.

Также гл. 30 ГПК предусматривает судебное рассмотрение в порядке особого производства ряда дел, которые также рассматриваются с обязательным участием тех или иных госорганов, поскольку затрагивают не только личные права гражданина, но и общественные либо государственные интересы. Наиболее распространенными делами такой категории является рассмотрение заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, о признании наследства выморочным, направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий и т.д.

Причем если дела, рассматриваемые в порядке особого производства, не всегда подразумевают наличие некого спора или несогласия между сторонами в процессе, то рассмотрение иска госоргана к лицу либо жалобы лица на действия госоргана часто сопровождается юридическим конфликтом.

Законодательством Республики Беларусь, в том числе ст. 22 Конституции, гарантировано всеобщее равенство перед законом и право на равную защиту прав и законных интересов.

В связи с этим законом не предоставлено каких-либо привилегий госорганам при рассмотрении в суде дел с их участием, и по своей процессуальной форме такие дела не отличаются от иных.

Вместе с тем суды при рассмотрении дела могут сталкиваться со сложностью в оценке доказательств и принятии решения, которая заключается в том, что в ряде случаев государственный интерес, представляемый стороной госоргана, может противопоставляться личному интересу конкретного лица, выступающего его оппонентом в суде.

В таких случаях суды особенно внимательно подходят к изучению всех обстоятельств дела и принимают решение основываясь на принципах законности и справедливости, с учетом всех возможных последствий его принятия.