Власти Беларуси определили свое видение по развитию экономики на 2022 год. Несмотря на довольно позитивный общий прогноз, при формировании бюджета взят инерционный сценарий развития событий с поправкой на влияние западных санкции. Декабрьские события показывают, что ограничения добавляют неопределенности и наводят тумана на будущее экономики Беларуси.

Рост ВВП и доходов населения

Согласно ключевым параметрам прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2022 год, прирост валового внутреннего продукта запланирован на 2,9% к уровню текущего года, реальных располагаемых денежных доходов населения – на 2%, инвестиций в основной капитал – на 3,3%.  Экспорт товаров и услуг, как ожидается, вырастет на 6,3% к уровню 2021 года.

Однако проект бюджета сформирован при более осторожных оценках экономического роста, учитывающих максимальное влияние всех возможных рисков. Рост ВВП в этом сценарии — 0,7%.

— Этот принцип объективно позволяет взвешенно запланировать расходы бюджетов всех уровней, чтобы затем не принимать экстренные меры по дополнительной консолидации бюджета уже в процессе его исполнения. Тем самым это позволит избежать ситуативного и внезапного перекраивания сформированных планов в первую очередь бюджетными организациями, — пояснил премьер-министр Роман Головченко.

Планируется усилить бюджетную поддержку экспорта (примерно на 21%) и финансирование закупки техники у отечественных производителей (почти на 30%). Это соответствует концепции проекта прогноза о росте экономики преимущественно за счет экспорта. В 2021 году, как раз, «внешнеторговое чудо» и позволит белорусской экономике вырасти на 1,8%.

— Потери на западном направлении от санкций мы оценили, компенсируем их за счет наращивания присутствия на рынках России, стран Азии и Африки. Стратегическими партнерами остаются для нас Россия и Китай. Прирост экспорта на этих рынках планируем в пределах средних значений (около 6%). Активно будем работать по расширению географии поставок, — сказал Головченко.

Просчитаны балансы производства и экспорта основных видов продукции. Например, экспорт автобусов планируется увеличить на 50%, грузовых автомобилей — более чем на 10%, легковых — на 40%, черных металлов — на 12%, продукции деревообработки — на 8%.

В целом внешнеторговое сальдо прогнозируется положительным — до 3 млрд долларов.

По словам премьер-министра, значительного оживления инвестиционной активности в следующем году не ожидается. Это связано как с противоэпидемическими ограничениями, так и с санкционным давлением.

— Исходим из того, что западные каналы привлечения финансирования будут для нас заморожены. В этих условиях существенно активизировать привлечение иностранного западного капитала в экономику не удастся. Внутренние ресурсы также ограничены, их будем направлять прежде всего на увеличение выпуска продукции для максимального использования экспортных возможностей, — отметил он.

Впрочем, как заявляют в правительстве, основным целевым приоритетом на 2022 год остается рост благосостояния населения. Власти надеются, что реальные располагаемые доходы вырастут на 2%. Заработная плата прирастет на 135 рублей (до 1551 рубля), у работников бюджетной сферы — почти на 125 рублей (до 1241 рубля). Пенсии увеличатся более чем на 70 рублей (до 596 рублей).

Удержание ЗВР и инфляции на фоне роста выплат по госдолгу

Основные направления денежно-кредитной политики (ОНДКП) Беларуси на 2022 год будут нацелены на поддержание инфляции на уровне 6%.  «Обуздать» рост цен пока не сильно выходит. В 2020 и 2021 годах при плане в 5% инфляция ускорялась до 7,4% и 9-10% соответственно.

Вместе с тем Национальному банку предписано формировать условия для кредитования на уровне, позволяющем поддержать экономическую активность и не допустить нарастания системных рисков. При этом предполагается, что требования банков к экономике вырастут в 2022 году на 7-11%.

Продолжится контроль за ростом денежного предложения. Средняя широкая денежная масса увеличится на 7-13% в годовом выражении, рублевая денежная база — на 8-13%.

Ставку рефинансирования планируется сохранить в пределах 9-10% годовых.

Курсовая политика, как и ранее, будет проводиться в режиме плавающего курса, который формируется под действием спроса и предложения на валютном рынке, говорится в ОНДКП. Допускается проведение валютных интервенций для недопущения резких колебаний курса белорусского рубля, а также пополнения золотовалютных резервов.

В 2022 году Беларуси предстоят выплаты по госдолгу порядка 10 млрд рублей. Они прирастают по сравнению с этим годом на сумму около 2 млрд рублей. Минфин Беларуси ведет работу по рефинансированию части долгов с коллегами из России.

Источник — https://ru.freepik.com/

— Работаем с Евразийским фондом стабилизации и развития. Плюс у нас есть валютные остатки, которые при необходимости будут задействованы на эти цели, — сказал министр финансов Юрий Селиверстов.

С учетом объемов предстоящих выплат прогнозируется, что золотовалютные резервы Беларуси на конец 2022 года составят не менее 7 млрд долларов. На 1 декабря текущего года ЗВР оценивались в 8,5 млрд долларов и выросли с начала года на 1,1 млрд долларов. Этому во многом способствовал «виртуальный миллиард» от МВФ.

Санкционная неопределенность

Как неоднократно отмечали аналитики, основные риски для экономики Беларуси в 2022 году – это пандемия и западные санкции.  Причем влияние ограничений от США и Евросоюза остается неопределенным, несмотря на их юридическую составляющую. В частности, ожидалось, что с 8 декабря прекратится поставка белорусских калийных удобрений через балтийские порты, в том числе через основной перевалочный для «Беларуськалия» порт — Клайпеду. Однако, как выяснилось, еще в ноябре белорусская компания внесла авансовый платеж Литовским железным дорогам (ЛЖД) за декабрьские услуги, его, возможно, хватит и на часть января. Правительственная комиссия по проверке сделок стратегических компаний может решить, что это соглашение представляет угрозу национальной безопасности Литвы, тогда оно будет расторгнуто.

Однако глава ЛЖД Мантас Бартушка заявил, что литовской компании придется заплатить сотни миллионов евро штрафов после расторжения контракта с «Беларуськалием».

Если суд удовлетворит хотя бы часть иска белорусской стороны, ЛЖД грозит банкротство, сказал Бартушка. Крупнейший акционер ежегодно загружающей на суда примерно 11 млн тонн продукции «Беларуськалия» компании Biriu kroviniu terminalas Игорь Удовицкий считает, что транзит калийных удобрений через Литву не может быть прекращен, потому что это пошло бы вразрез с международными соглашениями Литвы, Евросоюза и США.  Он отметил, что Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Департамента казны США выдало торгующему удобрениями дочернему предприятию «Беларуськалия» — «Белорусской калийной компании» (БКК) — лицензию, которая действительна до 1 апреля 2022 года. «Как минимум до этого срока любые спекуляции на тему американских санкций, применяющихся к транзиту белорусского калия через Литву — это просто спекуляции», — сказал Удовицкий.

В свою очередь министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис и министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис сообщили, что готовы взять на себя ответственность за продолжающийся транзит удобрений «Беларуськалия» через Литву и уйти в отставку.